Анализ возможностей китайских импортеров среднетоннажных грузовиков для отечественных автопроизводителей выглядит очень тревожно. Почему? Главная причина – отсутствие хоть небольшого ценового разрыва между отечественными и зарубежными среднетоннажниками, который можно наблюдать между китайскими и российскими грузовичками полной массой до 3,5 т, который дает последним солидную фору. Средняя стоимость поставляемых из Китая трехтонок в базовом исполнении составляет от $14 000 до 15 000, т. е. за них просят столько же, сколько за Бычки и Валдаи ! При этом гарантийные условия – в пользу китайских автомобилей. Более того, у поставляемых из Поднебесной пятитонок местных конкурентов нет совсем – более тяжелые, мощные и грузоподъемные МАЗ-4370, КамАЗ-4308 и капотные модели ЗИЛа по потребительским характеристикам стоят пусть на полступеньки, но выше. Основной недостаток всех без исключения китайских грузовиков – отсутствие непредвзятой информации об их надежности и долговечности, сюда же следует отнести вопрос коррозионной стойкости – обычно продавцы дают на него туманный ответ. Но ничего не сделаешь, судить об эксплуатационных характеристиках китайцев можно будет тогда, когда время эксплуатации составит года три-четыре – не раньше.
И еще один нюанс: бескапотные кабины обеспечивают китайским грузовикам повышенные маневренность и компактность, но из-за опрокидываемой конструкции не позволяют построить на их шасси цельнометаллические фургоны, у которых кабина и кузов представляют собой единое целое. Такие фургоны очень популярны в странах Европы и, судя по количеству предложений на российском рынке подержанной автотехники, пользуются спросом и у наших перевозчиков. Полукапотная компоновка Бычков и Валдаев делает беспроблемной разработку и производство подобных фургонов. На базе Бычка такой фургон создали и даже некоторое время выпускали мелкосерийно, а про цельнометаллический фургон на шасси Валдая никто никогда не слышал. Одним словом, этот козырь, с практической точки зрения единственный у полукапотных автомобилей в сравнении с бескапотными, в битве за рынок российские производители, к сожалению, не нашли возможность использовать.
Конечно, у отечественных среднетоннажников в споре с китайскими конкурентами остались и другие козыри. Это разветвленная дилерско-сервисная сеть, доступность запасных частей и богатый опыт общения многих владельцев грузовиков с отечественной автотехникой. Но эти преимущества временные, через пару лет, если китайцы улучшат качество своей автотехники, от всех перечисленных плюсов не останется и следа! И тогда ГАЗу и ЗИЛу придется туго. Правда, перевозчики от этого должны только выиграть – ведь усиление конкуренции всегда шло потребителю только на пользу!
|