Канадская легенда о дорожном грузовике
Обзор грузовиков - Американские грузовики

канадская легенда о дорожном грузовике

Многих уже нет и в помине, а некоторые компании еще существуют, но потеряли самостоятельность. Одной из них является Hayes, которая прекратила выпуск грузовиков 30 лет назад, однако автомобили этой некогда популярной торговой марки и по сей день встречаются на дорогах Северной Америки. Во всяком случае, ни один североамериканский митинг тяжелых грузовиков не обходится без показа представителей этой фирмы. Слоган фирмы: На века подходит к ее продукции как ни к какой другой.

Официально история канадской фирмы по производству тяжелых дорожных (не карьерных!) грузовиков начинается с 1934 года, а по утверждению Иллюстрированной энциклопедии американских грузовиков и коммерческих автомобилей , все началось много раньше, еще в 1921-м, когда два друга Д. Хэйес и В. Андерсон из Ванкувера основали фирму Hayes-Anderson Motor Co., Ltd. Они занимались перевозками на американских грузовиках и, кроме того, активно продавали эти грузовики у себя в стране. В начале прошлого века Канада была в большей степени аграрной страной, машиностроение всех видов только зарождалось. Северо-запад Канады в то время активно торговал лесом, который надо было вывозить с делянок.

Со временем Хэйес и Андерсон стали подумывать о грузовике собственной конструкции, обязательно очень мощном, надежном (ремонтировать-то его было негде) и с высокой проходимостью. Строить грузовик было решено из надежных комплектующих, и партнеры остановились на продукции компаний Continental, Hercules и Leyland. Мосты и коробки передач особенно надежными были у англичан, поэтому до 1950-х годов эти агрегаты канадцы закупали только у них. А вот двигатели применяли в основном «местные», самые мощные – Caterpillar, Cummins, Detroit Diesel и только один зарубежный – Rolls-Royce. Первые автомобили создавались для вывоза леса, были надежны и просты в изготовлении, подтверждением чему служат экземпляры, сохранившиеся до наших дней.

В 1934-м, когда компанию переименовали в Hayes Manufactu-ring Co., Ltd., она отказалась от выпуска дорожных грузовиков все внимание сосредоточила на разработке и выпуске лесовозов, тяжелых тягачей и грузовиков для работы в северных регионах. С середины 1930-х годов все автомобили Hayes стали дизельными. Можно сказать, что к тому времени фирма нашла незаполненную нишу на рынке специальной автомобильной техники. Ее главный конвейер выглядел уже иначе – одни лесовозы, а для специальных автомобилей (их было небольшое количество) построили отдельный небольшой цех.

В 1940-е годы специалисты компании озаботились внешним видом своих лесовозов. Кабины приобрели благообразный вид (серия 300) и, даже можно сказать, свой стиль. Однако тенденция держалась недолго: штампованные детали оказались во много раз дороже деталей, изготовленных с помощью гибочного станка и вальцов, то есть компания вернулась к примитивной технологии изготовления кабин, зато гораздо более дешевой.

Вторая мировая война не коснулась канадской фирмы, но внутренние конфликты ведущих инженеров и руководства закончились тем, что группа ведущих специалистов Hayes покинула фирму и организовала собственное производство грузовиков. Руководство Hayes проявило мудрость, не мешая новым конкурентам и даже в чем-то помогая им – рынок все равно не был насыщен грузовыми автомобилями такого рода. Новую фирму назвали Pacific Truck - Trailer Co., но о ней мы расскажем в отдельной публикации.

А компания Hayes в урезанном составе нашла силы продолжить производство старых грузовиков и проектирование новых. В 1948-м был построен первый в истории фирмы грузовик СОЕ (Cab Over Engine – в переводе кабина над двигателем ). Его применяли только в качестве дорожного грузовика, а оснащали двигателем Rolls-Royce мощностью 275 л.с. и мостами Rockwell американского производства.

Hayes, чтобы отличаться от других производителей, заказала у независимых дизайнеров кабину перспективного грузовика. В 1950 году прототип был готов, но он не понравился руководству. Кроме того, ниши, куда поместили фары, постоянно забивались грязью, и ее не так-то просто было удалить. Так что последующие грузовики имели непритязательный утилитарный внешний вид, но на это мало кто обращал внимания – главным критерием по-прежнему являлась надежность.

В начале 1950-х в производственной программе компании появилась новая серия грузовых автомобилей Clipper, которая продержалась практически до закрытия фирмы. В эти годы фирма начала производство самосвалов грузоподъемностью до 15 т. Хозяйству страны требовались, однако, все более специализированные автомобили – тяжелые тягачи, шасси для перевозки длинномерных грузов и т. п. Серии HD и HDX до самого конца компании были ее фаворитами. Грузовые автомобили серии HD оснащали двигателями Cummins NHC мощностью до 350 л.с. На остальные узлы и агрегаты заполнялась специальная карта, где против каждой строки стояло: Предоставляется выбор , и таких строк было под сотню. Если учесть, что в год грузовиков выпускали меньше ста, станет понятно, что Hayes закупала все необходимое именно под заказчика , после заполнения им этой самой карты и частичной предоплаты, т. е. вела бизнес с минимальным риском.

В 1960 году компания приступила к выпуску четырехосных лесовозов Public с мощными роспусками или длиннющей рамой (серия WX). При разработке этих автомобилей пришла помощь от... Pacific. Забыв старые обиды, бывшие коллеги были готовы помочь конкуренту в новом деле. Эти автомобили использовались как в лесном хозяйстве, так и на вывозе тростника.

Вершиной инженерной мысли компании Hayes стало создание сверхтяжелого грузовика серии W-HDX, который применяли для транспортировки уникальных грузов, таких, например, как детали реактора для испанской атомной электростанции. Несмотря на то, что автомобиль оснащали двигателем Cummins VTA 1700-C мощностью 700 л.с. и 9-ступенчатой автоматической трансмиссией Clark CL 18 820-9, при перевозке каркаса основного блока понадобилось два таких автомобиля (один впереди, второй сзади). В конструировании этих тягачей непосредственное участие приняла знаменитая американская фирма Mack, которая, оценив скромные по тому времени возможности Hayes (40...50 автомобилей в год), в 1969-м приобрела солидный пакет ее акций. В последующие несколько лет на дорогах Канады и США стали попадаться грузовики Mack с крупной эмблемой Hayes. Это были и грузовики с компоновкой кабина над двигателем , и капотные машины. Практически на канадском заводе шла сборка американских бульдогов , но это событие увеличило спрос, и число проданных автомобилей Hayes выросло с 50 ед. в год до 500. Вроде бы все шло нормально, но в 1974 году Hayes неожиданно была продана фирме Gearamic Co., Ltd., входившей в состав группы компаний Paccar. Gearamic сочла нужным перепрофилировать производство, а история Hayes на этом завершилась.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

Строй богатыри - без их строить нереально

News image

Нынешний большой бизнес нередко опирается на содействие тяжеленной техники. Неважно какая мало-мальски внушительная компания, осуществляющая реализации габари...

Российские производители грузового транспорта

News image

ОАО «КАМАЗ» - крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих, распо...

Совместные производства грузового транспорта

News image

ООО «Ивеко-Уралаз» (совместно с Iveco) Переименовано в ООО «Ивеко-АМТ» . В соответствии с решением Общего Собрания Участников от 07.04.09 ООО «Ивеко-Уралаз...

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

ISUZU в России – никто не ожидал такого успеха!

На сегодняшний день шасси «ISUZU NQR71P», выпускаемые в Ульяновске, прошли все необходимые сертификационные испытания и получили...

News image

ОНИ УЖЕ СРЕДИ НАС

Год назад первые китайские грузовики и автобусы стали появляться в России в качестве выставочных экземпляров и начались первые п...

News image

Самосвалы Shaanxi

Самосвалы Shaanxi являются фаворитами в рейтинге китайских томных грузовиков. Они обогнали даже таких конкурентов как Howo и Fot...

News image

Анализ возможностей китайских импортеров

Анализ возможностей китайских импортеров среднетоннажных грузовиков для отечественных автопроизводителей выглядит очень тревожно...

News image

Легкие грузовики Hyundai

Hyundai Porter – грузовик с бортовой платформой, которая оснащена тентом, либо кузовом типа фургон. Их поставляют в двух комплек...

News image

Большие братья

Стараниями российской компании Sollers грузовики Isuzu уже давно освоились на отечественном рынке среднетоннажников. Тем не мене...