Количество китайских самосвалов, хлынувших в последнее время в Россию, не поддается подсчету, да и всех их марок не запомнить. Не замечать «китайцев», пренебрежительно отмахиваясь, уже не выйдет. Буквально за пару лет былое отношение к ним, как к какой-то экзотике, изменилось — стало меньше амбиций. А потребители коммерческой техники начали расценивать покупку «китайцев» как выгодное приобретение. Ведь они также возят грузы, но при этом стоят значительно дешевле европейских и американских аналогов. Как говорилось в одной рекламе — зачем же тогда платить больше?
Своим ходом
Китайская компания CAMC производит свои грузовики по лицензии Mitsubishi (с японцами заключено соглашение на 10 лет). В Москву машины приходят уже с пробегом почти 9 000 км, поскольку их доставляют своим ходом прямо из Китая через Забайкалье.
По рассказам перегонщиков, за год работы не было случая, чтобы хоть один грузовик приволокли в столицу «на веревке».
А ведь на таком маршруте может вылезти не одна болячка… Единственное на что они жалуются — нет «автономки», в холода на стоянке приходится жечь солярку, чтобы прогреть кабину. Но оказывается, как опцию китайцы все же предлагают автономные отопители и предпусковые обогреватели собственного производства, аналогичные Webasto.
Под кабиной САМС устанавливается более 20 модификаций двигателей различных марок. В Россию поставляются машины с 8.9-литровыми дизельными агрегатами Cummins модели L345 20. Уровень мощности и крутящий момент един и для самосвалов и для седельных тягачей — 345 л. с. и 1 350 Нм. Довольно неплохо, хотя европейцы снимают с такого объема сил на 30–40 больше, но это во многом зависит от настройки давления турбокомпрессора и всей топливной системы.
Ресурс моторов L345 20 при использовании качественной солярки превышает миллион км, хотя по силам им и большие пробеги. При этом двигатели вполне ремонтопригодны.
Всекитайская беда
Если лицензионные моторы САМС можно считать беспроблемными, то о сцеплении такого не скажешь. Несмотря на его современную конструкцию (однодисковое с диафрагменной корзиной), случается, что клинит выжимной подшипник, разрушается его муфта, а, кроме того, пневмоусилитель в гидроприводе быстро становится негерметичным, и его поршень, зарастая грязью, теряет подвижность.
Коробки передач, устанавливаемые на САМС, стали уже традиционными для китайских тяжелых грузовиков. Эти 9 - и 12-ступенчатые трансмиссии выпускают по лицензии американской компании Eaton Fuller. Наиболее распространена 9-ступенчатая модель 9JS150T. Основная коробка у нее сделана 4-скоростной, далее количество передач в два раза увеличивает планетарный демультипликатор, плюс самая низшая «ползучая» ступень. Интересная особенность конструкции этих КПП — два промежуточных вала, расположенных горизонтально. Благодаря им мощность распределяется на два потока, а значит, подшипники и зубчатое зацепление шестерен подвергаются меньшей нагрузке.
Редуктор среднего моста САМС сделан проходимым, таким образом автомобиль имеет два кардана. Есть также блокировки межосевых и межколесных дифференциалов. Главная передача — разнесенная, со ступичными планетарными редукторами. Благодаря им была уменьшена загруженность полуосей крутящим моментом и повышен дорожный просвет под карданами.
Следует обратить внимание: на только пришедших в Москву машинах подтекает масло с сальника хвостовика и с крышек ступичных редукторов, причем вентиляция картера исправна. Поэтому сальники меняют сразу же, ещё на этапе предпродажной подготовки.
А ещё у всех китайских самосвалов традиционно высокий профиль лонжеронов. Не экономят на них и САМС. Здесь высота лонжерона составляет 320 мм с полками шириной 100 мм, только под кабиной профиль несколько уменьшают. При этом сама рама выполнена двухслойной (лонжерон в лонжероне), толщина одного слоя 8 мм, другого — 6 мм, в итоге получается 14-миллиметровый стальной бутерброд. Также, кстати, делают все европейские производители, но только для машин с более высокими нагрузками. В результате у китайского самосвала снаряженная масса может быть избыточной.
Наследие европейцев
Не секрет, что в основном кабины китайских тяжелых грузовиков лицензионные, от снятых с производства европейских моделей. У кабины САМС — корни явно японские. В частности, прослеживается сходство с самосвалом ISUZU.
Конечно, оцинковки панелей кабины от китайцев ждать бессмысленно. Но зато у них на заводах введено катафорезное грунтование, поэтому качество окраски кабины САМС можно оценить как довольно высокое, даже лучше, чем у турецких Ford Cargo. Правда, к поврежденным панелям сложнее будет подобрать цвет. Коррозионная стойкость лакокрасочного покрытия в колесных арках подстрахована пластмассовыми подкрылками. Брызговики за передними колесами тоже из пластика.
Характерная особенность азиатских грузовиков — даже самосвалы производитель старается оборудовать спальником. Хотя, казалось бы, когда спать водителю, работающему на коротком плече? У САМС габариты матраца спальника составляют 220×60 см, а высота кабины от пола до потолка — 157 см. Седельные тягачи оснащают ещё и кабиной с высокой крышей — выше самосвальной сантиметров на 40.
Проще некуда
Несмотря на то, что китайская электроника, представленная в торговых центрах любой страны, изобилует всеми современными технологиями, на щитке САМС — банальные стрелочные приборы и обычные лампочки. Нет даже маленького дисплея. О достижениях КНР в области электроники напоминает разве что недорогая магнитола да электростеклоподъемники. Но спасибо и за это — на российских грузовиках и их то не увидишь. Для карт, инструкций и путевой документации выделено два ящика на моторном тоннеле и один на полке над ветровым стеклом. Рулевая колонка грузовика имеет механический зажим и регулируется только по углу наклона.
Технические характеристики САМС (6×4)
Длина, мм |
8160 |
Ширина, мм |
2495 |
Высота, мм |
3240 |
Полная масса, кг |
32450 |
Масса перевозимого груза, кг |
20000 |
Объем кузова, куб м |
15 |
Максимальная скорость движения, км/ч |
90 |
Двигатель |
Dong Feng Cummins L345 20 |
Рабочий объем, л |
8,9 |
Мощность, л.с. при об/мин |
345 при 2200 |
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин |
1350 при 1300-1500 |
Коробка передач |
Механическая 9-ступенчатая Shaanxi 9JS150T |
Сцепление |
Однодисковое диафрагменное |
Замедлитель |
Заслонка на выпуске |
Ведущие мосты |
С разнесенной главной передачей, с блокировками дифференциалов |
Емкость топливного бака, л |
350 |
Ходовая часть |
Подвеска спереди и сзади – рессорная, тормоза барабанные с пневмоприводом и ABS; шины 12,00 R20 |
Стоимость, руб. 1 885 000 |
|