К началу 2010-го китайцы окончательно ушли с нашего рынка. Если у европейских производителей коммерческого транспорта в 2009 году продажи упали в десятки раз, то у китайцев - в сотни. Остались только сборочные предприятия, да и то в крайне малом количестве. Одноразовые машины В период с 2005 года и до начала мирового кризиса, с уст европейских производителей не сходили слова о «китайской угрозе». Определенная доля правды в них была. Ажиотажный спрос на российском рынке коммерческой техники породил бум на технику из Поднебесной. На наши дороги выкатывались порой совершенно невообразимые по качеству машины. Однако с тех пор многое изменилось, и кризис все расставил по местам. Но для начала надо бы понять, почему вообще стало возможным триумфальное шествие по России китайского автопрома. Главная причина – цена. Разумеется, если машина в разы дешевле европейского аналога, на нее будет спрос. Но это не все. Вторая составляющая - это оперативность китайских производителей. Обычная схема работы в докризисные времена: компания выигрывает тендер и получает заказ, техника нужна как можно быстрее… Вот тут то и проявлялись минусы европейских производителей – они обещали машину, в лучшем случае, через три месяца. Китайцы же обещали любое (!) количество машин в течение двух недель! И потекли в Россию первые авто из Поднебесной. Но здесь начались и первые проблемы, причем пресловутое низкое качество – это еще полбеды. В конце концов, качество иных российских аналогов не намного выше. А вот полное отсутствие сервиса и запчастей –проблема куда серьезней. Были случаи, когда самосвалы стояли в ожидании запчастей по полгода! Здесь уже народ стал задумываться. Само собой, до вторичного рынка китайская техника не доживала, и остаточной стоимости не имела. Впрочем, выход был найден довольно быстро – теперь еще при составлении бизнес-плана в смету забивалась полная (!) стоимость машин – практика невообразимая в нормальной экономике. Тем не менее, «отбивались» «китайцы» за полгода – год…
Где вам сделать дверь? Но вот грянул кризис, правительство встало на защиту отечественного производителя и опустило на пути китайцев «железный занавес». В общем-то, все законы и требования существовали и до этого, но по настоящему они заработали только в последнее время. Кстати, если вы еще не в курсе, то российские ГОСТы даже жестче, чем европейские. В итоге, машины пришлось дорабатывать, что повлекло дополнительные и весьма немалые вложения, и, само собой, сказалось на цене. Несоответствия стандартам выявились и в безопасности и в ходовых качествах техники, и в любимой журналистами экологичности. Не так давно, автору этих строк довелось побывать на одном китайском автобусном заводе, причем это было не сборочное предприятие, а производство полного цикла, включающее литейные и кузнечнопрессовые цеха. В общем, все как в Советском Союзе - на одном заводе выпускается полная номенклатура деталей. Когда нам показали последнюю модель этого автогиганта (годовой выпуск автобусов 90-120 тыс. шт.), мы заявили, что эта модель не пройдет сертификацию в России потому, что у нее только одна дверь. На что нас тут же спросили: а в каком месте надо сделать еще одну? То есть отношение к автобусам такое же, как к пошиву штанов или пуховика: хотите, здесь молнию вошьем, а хотите - в другом месте… Мы только руками развели. Самое интересное, что китайцы все-таки «прорубили» еще одну дверь и привезли автобус в Россию. Правда вот о структурной целостности кузова и распределении рабочих нагрузок при этом никто не подумал. Не удивительно, что подобные кузова проседают и трескаются при пробеге всего 5-7 тыс. км! Но не все связано именно с инженерией, надо еще пару слов сказать и о качестве металла. Мало, кто знает, но пару лет назад российские НИИ были завалены заказами от китайских производителей. Что же им требовалось? А требовалось им максимально тонко раскатать стальной лист… В итоге на нашем рынке появлялись пикапы, борта которых можно было буквально проткнуть пальцем!
|