В 2006 году крупнейший в Бразилии производитель грузовиков — Volkswagen Caminhoes e Onibus — запустил в производство серию тяжелых грузовиков Constellation («созвездие»). От внешности новинки ахнули даже видавшие виды специалисты. Однако под яркой оберткой, как оказалось, скрывается довольно простая конструкция, ориентированная прежде всего на местную эксплуатацию с её тяжелыми условиями. Тем не менее с этой моделью бразильцы решили выйти и на рынки стран Европы, вполне логично нацелившись на нишу пресловутых «бюджетных» грузовиков.
Звезды в ряд
Семейство Constellation состоит из девяти базовых моделей и охватывает широчайший диапазон полных масс и областей применения. Открывают гамму развозные шасси 13.180, 15.180 и 17.250 для города и пригорода полной массой от 13,2 до 17,1 тонн. Следующие за ними модели с колесной формулой 6×2 и 6×4, предназначенные для установки бортовых и самосвальных платформ и прочих кузовных надстроек, попадают в сегмент 23–30,5 тонн. Примечательно, что в Бразилии тяжелые шасси часто работают не в одиночку, а в составе автопоездов, нередко многозвенных, перевозящих зерно или лес. Вместе с седельными тягачами (4×2 и 6×2) такие машины покрывают сектор автопоездов полной массой до максимально разрешенных в этой латиноамериканской стране 57 т.
Лицом к народу
Необычный и яркий экстерьер кабины Constellation создавался в дизайн-студии Volkswagen в Вольсбурге. При её проектировании учитывались также местные особенности эксплуатации, в частности — жаркий климат. К примеру, лобовое стекло грузовика намеренно сделано более узким, чем у европейских машин, чтобы палящее солнце меньше нагревало салон.
Сама кабина предлагается в двух исполнениях: низкая дневная и удлиненная с высокой крышей (внутренняя высота 1 950 мм) и откидной спальной полкой длиной 1,95 м и шириной 620 см. По сравнению интерьерами европейских тягачей внутренне убранство кабины Constellation выглядит довольно незатейливо. Однако на фоне старых и непритязательных грузовиков, составляющих основу автопарка Бразилии, салон Constellation по настоящему роскошен. Водитель восседает на кресле с пневмоподвеской, между сиденьями примостился ящик-термос, нашлось место и многочисленным вещевым отсекам и карманам.
К тому же, Volkswagen (впервые между прочим) оснастил свои бразильские грузовики маршрутным компьютером, показывающим расход топлива, дистанцию и время пути. Возможно, у нас и у европейцев этот «высокотехнологичный» девайс вызовет лишь снисходительную улыбку, зато для неизбалованных бразильских водителей это действительно в новинку. Как и спутниковый комплекс слежения за автомобилем VOLKSNET, предлагаемый за доплату. В список опций входят также CD или DVD-плеер, кондиционер, холодильник и алюминиевые диски.
Ряд моторный…
Для Volkswagen Constellation предусмотрены пять двигателей. На самые легкие развозные двухосные модели 13.180 и 15.180 ставятся агрегаты производства бразильского филиала немецкой моторостроительной компании MWM.
Базовым является рядный 4-цилиндровый турбодизель MWM 4.12 TCE при объеме 4.7 л развивающий мощность 180 л.с. (600 Нм). Шасси полной массой от 17 до 30,5 т оснащаются уже 6-цилиндровым 7.1-литровым MWM 6.12 TCE мощностью 260 л.с. (900 Нм). Более тяговитую альтернативу ему составляет также выпускаемый в Бразилии и хорошо известный по обе стороны океана (включая и Россию) дизель Cummins серии ISBe. Эта рядная «шестерка» объемом 5.9 л развивает 247 л.с. и крутящий момент в 950 Нм при 1 200–1 700 об/мин.
Для седельных тягачей, а также для тяжелых шасси полной массой 30,5 т предлагаются агрегаты посерьезнее. Первым идет производимый в Бразилии 6-цилиндровый дизель Cummins ISCe объемом 8.3 л и мощностью 315 л.с. (1 288 Нм). Венчает же моторную гамму Constellation достаточно новый двигатель VW NGD 370, являющийся совместным продуктом с американской компанией Navistar. При рабочем объеме 9.3 л он развивает мощность 367 л.с., а максимальный крутящий момент составляет 1 600 Нм. От вышеописанных двигателей, оснащенных системой Common-Rail, этот мотор также отличается разработанной в кооперации с Siemens/VDO топливной системой на насос-форсунках с гидравлическим приводом и электронным управлением Hydraulic Electronic Unit Injector — HEUI. При такой схеме на толкатель плунжера форсунки давит не привычный кулачок распредвала, а давление масла. Это позволяет реализовать технологию многоступенчатой подачи, когда за один цикл впуска в камеру сгорания вместо одной большой порции топлива впрыскиваются, несколько маленьких, подаваемых через определенный промежуток времени. В этом случае солярка не только лучше сгорает, но и сам процесс её горения идет с меньшими ударными нагрузками, обеспечивая мотору более мягкую и тихую работу. Хорошей тягой «с низов» двигатель обязан турбине с изменяемой геометрией, а на спусках за рабочие тормоза потрудится моторный замедлитель DPB.
…и агрегатный
Конечно, вышеописанные моторы особо мощными не назовешь. Но для бразильского рынка такие агрегаты вполне стандартны, к тому же недостаток мощности в какой-то мере компенсируется более тяговыми передаточными отношениями в КПП и мостах. Для двигателей мощностью 180 и 247 л.с. предлагаются 5 - и 6-ступенчатые, а для 260-сильного — 10-ступенчатые КПП Eaton. Более мощные моторы агрегатируются уже с 16-ступенчатой коробкой передач ZF, выпускаемой в Бразилии. Эта КПП имеет пневмоусилитель переключения передач, а однодисковое сцепление Sachs оснащается гидропневматическим приводом, что опять же привычно для европейских водителей, но почти роскошь для бразильцев.
Передние оси и задние ведущие мосты с механизмами блокировки производства Meritor. Поскольку в Бразилии хватает плохих дорог, грузовики семейства Constellation в основном оснащается более выносливыми рессорными подвесками, но на заказ или экспорт поставят и пневмоподушки.
Тормоза на всех колесах — пневматические барабанные, что тоже больше ориентировано на бразильский рынок: барабаны не так чувствительны к пыли и грязи местных грунтовок. При этом АБС устанавливаться лишь на экспортные варианты, так как в Бразилии она необязательна.
Планируя экспансию на внешние рынки, бразильцы рассматривали в качестве площадки сбыта и нашу страну. Это не удивительно — доступные бюджетные грузовики, в том числе и из теплых стран, у нас прижились очень даже неплохо — взять хотя бы турецкий Ford Cargo или Scania Griffin, тоже кстати собираемую в Бразилии.
После некоторой доработки конструкции Volkswagen Constellation вполне подходит под наши условия эксплуатации, которые, как известно, не менее затейливые, чем в краях, где водится много диких обезьян. Так что не исключено, что и на российских дорогах однажды появятся грузовики из «бразильского созвездия» Volkswagen — была бы цена привлекательной.
|