Skoda 706 R первый послевоенный грузовик знаменитой марки
Обзор грузовиков - Разные модели

skoda 706 r первый послевоенный грузовик знаменитой марки

Полвека назад на дорогах нашей страны нередко можно было встретить грузовики иностранного производства, вызывавшие повышенный интерес, особенно у молодежи. Конечно, самыми известными из них были американские ленд-лизовские автомобили, избежавшие волею судеб положенного по договору возврата и доживавшие свой век, перевозя мирные грузы.

Но были среди иностранцев и новые машины, поступавшие из стран народной демократии – Чехословакии и Венгрии. Так в СССР узнали о существовании чешских марок TATRA и Svkoda и венгерской Csepel. Позднее, в 1960-х годах, этот перечень расширился. Первым из грузовиков Svkoda, поставлявшихся в нашу страну, был тихоход модели 706R, перевозивший 7,7 т по шоссе с крейсерской скоростью 40 км/ч. Именно о нем пойдет речь в этой статье.

История марки Svkoda восходит к середине XIX века. Предтечей самого крупного машиностроительного предприятия Чехии стал небольшой завод графа Валленштайна, который был переведен в 1859 г. из г. Стары Пльзенец в г. Пльзень. Новое местоположение сулило большие выгоды: производство продукции увеличилось, а с ним и численность управленческого аппарата, куда подбирались самые перспективные молодые специалисты. В 1866 г. на это предприятие для работы в дирекции взяли Эмиля Шкоду – талантливого инженера, уже через три года сумевшего стать новым владельцем компании. Именно благодаря его стараниям в г. Пльзене возникло автомобильное отделение фирмы, избравшей своей новой эмблемой крылатую стрелу и отныне называемой «Шкода» (Svkoda). Первая продукция (броневики, различные специализированные военные автомобили) появилась в годы Первой мировой войны. По ее окончании параллельно с локомобилями и тракторами по английской лицензии был налажен выпуск паровых грузовиков Sentinel грузоподъемностью 5,6 и 7,0 т и в опытном порядке бензоэлектрических грузовиков по лицензии фирмы Tilling-Stevens.

1925 г. стал поворотным годом для автомобильного производства компании Svkoda – произошло слияние пльзеньской фирмы с фирмой Laurin - Clement из г. Млада Болеслав, которая сумела наладить выпуск автомобилей еще в 1905-м и к 1925 г. располагала сильным конструкторским бюро, разработавшим обширное семейство как легковых, так и грузовых машин. Вскоре сборку грузовиков перевели из г. Млада Болеслав в г. Пльзень с сохранением выпуска легковых автомобилей на прежнем месте. Руководители фирмы вложили значительные средства в развитие производства и внедрение современных технологий, марка Svkoda стала в один ряд с известнейшими европейскими производителями автомобилей, а продукция завода завоевывала новые рынки сбыта.

К началу Второй мировой войны завод в Пльзене выпускал несколько типов грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Оккупация завода немецко-фашистскими войсками внесла существенные коррективы в производственную программу, но завод работал, собирая в основном тяжелые грузовики и военную продукцию по заказам немецкого командования.

После войны руководство Чехословакии приняло решение уменьшить номенклатуру выпускаемых на различных заводах страны легковых и грузовых автомобилей. Прежние широкие модельные ряды канули в Лету, а заводы получали новую специализацию. Так, пльзеньский автозавод Svkoda начал строить железнодорожные локомотивы, а выпуск грузовиков и автобусов перевели на фирму Avia в г. Летняны. По договоренности с разработчиком конструкций, фирмой Svkoda, на облицовках их радиаторов оставалась прежняя эмблема и сохранялось название фирмы.

В Летнянах грузовики Svkoda 706R (снимок на заставке) собирали с 1946 до 1951 г., а в июне производство перевели на завод в с. Рыновице, ныне входящее в черту г. Либерец. Вместе с филиалами в городах Мнихово Градиште и Ганыхов новому заводу предстояло стать центром образованной в 1952 г. «Группы предприятий для выпуска грузовиков и автобусов S706». В дальнейшем после нескольких преобразований именно этому производственному объединению надлежало стать основой будущей фирмы LIAZ (ЛИАЗ – «Либерецкие автомобильные заводы»), чью продукцию хорошо знали не только в странах социализма.

Подготовительная работа по разработке и постановке предшествующей модели семейства S706 на конвейер прошла в 1930-е годы. Конструкторы создали целую гамму моделей, включавшую бортовой автомобиль, самосвал, автобус и две версии грузового автомобиля с кабиной над двигателем. По сравнению с предшественником, грузовиком S706, впервые появившимся в гамме моделей 1934 года, новинка S706R получила более современное оперение, просторную кабину, мощный дизель с увеличенным рабочим объемом и благодаря повышенной грузоподъемности обеспечивала более эффективную эксплуатацию. При снаряженной массе бортового грузовика 6460 кг его грузоподъемность составляла 7300 кг.

Рядный 4-тактный 6-цилиндровый верхнеклапанный дизель с мокрыми гильзами и предкамерным смесеобразованием имел несколько интересных конструктивных отличий, облегчавших его ремонт. Коленвал собирали на заводе из семи частей, и он вращался в мощном картере на семи роликовых подшипниках большого диаметра. Поршни вместе с шатунами при проведении ремонтных работ можно было извлечь из блока без демонтажа дизеля из автомобиля. Поршни из легкого сплава содержали четыре компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Распредвал ГРМ с толкателями и коромыслами приводился от коленвала шестеренчатым приводом. Дизель был снабжен компрессором, обслуживавшим пневматическую тормозную систему автомобиля, и приводился шестеренчатой передачей от коленвала.

Серьезное значение конструкторы придавали очистке масла: в масляную магистраль были вмонтированы два фильтра со сменными бумажными элементами. Запуск холодного дизеля облегчали свечи накаливания, располагавшиеся в каждом цилиндре. ТНВД с распределителем центробежного типа подавал топливо по стальным трубкам к легко демонтируемым при обслуживании форсункам. Система охлаждения включала термостат, регулирующий потоки воды в водяной рубашке. При объеме 11 781 см3 короткоходный дизель развивал мощность 135 л.с. при 1750 мин-1. Вращение коленчатого вала с такой относительно небольшой частотой обеспечивало грузовику кинематическую максимальную скорость, равную 53,5 км/ч. В реальных условиях эксплуатации автомобили двигались по ровному асфальтовому шоссе со скоростью, редко превышавшей 40 км/ч. Средний расход топлива составлял 30–32 л/100 км, моторного масла – 0,8–1,0 л/100 км пробега.

Крутящий момент от дизеля через сухое, двухдисковое сцепление передавался 5-ступенчатой механической КП с тремя парами шестерен постоянного зацепления. Рулевое управление без усилителя включало исполнительный механизм типа червяк-ролик, при этом малое усилие на рулевом колесе достигалось большой величиной передаточного числа и огромным диаметром руля. Стояночный тормоз действовал на задние колеса, при этом в отличие от многих европейских дизельных грузовиков того времени на модели S706R конструкторы предусмотрели установку моторного тормоза (заслонку в выпускном коллекторе), применение которого уменьшало износ тормозных накладок.

Внушительных размеров лонжеронная рама с мощными поперечинами являлась основой шасси. На раме по отдельности крепились радиатор с облицовкой, передний бампер, крылья, силовой агрегат с карданной передачей, кабина, электрооборудование, ящик с инструментом и запасное колесо.

Шасси грузового автомобиля и автобуса значительно различались. Рама автобуса располагалась ниже, а передняя часть была расширена. Силовой агрегат размещали со смещением к правому лонжерону. Рядом с дизелем располагалось приподнятое место водителя с панелью приборов и органами управления (рулевым колесом, рычагами, педальным узлом). Автобусы 706RO собирались с двумя вариантами кузовов, различавшимися числом посадочных мест. В первом случае в салоне были размещены кресла повышенной комфортности для 65 пассажиров, установленные поперек продольной оси, во втором – кресла для 80 пассажиров, которым предлагалось сидеть как на поперечных сиденьях, так и на установленных продольно.

Кабину грузовиков Svkoda 706R конструкторы считали четырехместной в силу ее большой ширины. Каркас кабины изготовляли из дерева, обшивали стальными листами. В середине 1950-х была проведена работа по замене кабины на цельнометаллическую, однако от ее производства отказались: к 1956 г. уже испытывали образец с компоновкой «кабина над двигателем». Грузовикам с такой кабиной, сваренной из стальных элементов, был присвоен индекс 706RT. Бортовые грузовики снабжали деревянной платформой размерами 5000х2350 мм с тремя откидными бортами и стальной рамой в основании пола.

Одновременно с производством бортовых версий началась сборка самосвалов 706RS с металлическими платформами, осуществлявшими разгрузку на три стороны. Масляный насос имел привод от КОМ, установленного на картере КП. Грузоподъемность самосвала ограничивалась 6,5 т при снаряженной массе 7,26 т. Основной сферой их применения было городское и пригородное строительство. Еще одной версией грузовика был автомобиль Svkoda 706RОК с передней кабиной, унифицированной с автобусной. Автомобили, как правило, предлагались в качестве носителя специализированного оборудования (как мусоровозы и т. п.) или в виде фургона.

В 1954 г. грузовики семейства 706R подверглись модернизации перед снятием их с производства в 1957 г. Новая облицовка радиатора и крылья стали более технологичны в изготовлении, а появившиеся справа и слева от капота площадки, расположенные за передним бампером, облегчили доступ к дизелю для технического обслуживания. Максимальная мощность дизеля возросла до 145 л.с. при 1800 мин-1, что позволило увеличить максимальную скорость до 68 км/ч. Модернизированные модели с бортовой платформой отличались повышенной до 7750 кг грузоподъемностью и расходовали 32 л топлива на 100 км пробега.

В первое послевоенное десятилетие грузовики Svkoda 706R сыграли заметную роль в восстановлении разрушенных заводов и городов Чехословакии. Самой востребованной версией в те годы оказался самосвал. Колеса с шинами большого размера (12,00-22) и огромный клиренс (250 мм) при наличии тяговитого дизеля обеспечивали груженому автомобилю неплохую проходимость, в том числе и по грунтовым дорогам. Наличие отопителя, относительно небольшое усилие на рулевом колесе и на рычаге переключения передач сформировали у водителей мнение о 706R как о машине, на которой удобно работать в любое время года. Отработанная десятилетием конструкция двигателя и трансмиссии, высокое качество изготовления автомобилей гарантировали их отменную надежность и долговечность.

В целом это была весьма достойная для знаменитой марки машина, которая хотя и поставлялась в СССР в небольших количествах, но оставила о себе в России и других странах добрую память.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

История Грузовиков, Их Воздействие На Спецтехнику

News image

Автотранспортная ветвь обеспечивает главные службы Русской экономики за счет транспортировки больших партий сырья, и готовой продукции, обычно, от заводов до ...

Совместные производства грузового транспорта

News image

ООО «Ивеко-Уралаз» (совместно с Iveco) Переименовано в ООО «Ивеко-АМТ» . В соответствии с решением Общего Собрания Участников от 07.04.09 ООО «Ивеко-Уралаз...

Российские производители грузового транспорта

News image

ОАО «КАМАЗ» - крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих, распо...

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Большие братья

Стараниями российской компании Sollers грузовики Isuzu уже давно освоились на отечественном рынке среднетоннажников. Тем не мене...

News image

Обновленная N - серия от Isuzu Commercial Truck

Компания Isuzu Commercial Truck (Америка) представила обновленную N-серию своих грузовиков 2009 модельного года, отличающихся ул...

News image

Корейский автоизвозчик

Нижегородская компания «Смартэко» построила грузовой автомобиль 3957F2 на шасси Hyundai HD-120. Геометрия этого городского автов...

News image

Седельный тягач HOWO 6×4

Седельный тягач HOWO с колесной формулой 6х4, является очередным детищем компании Sinotruk которая владеет этой маркой. Как кон...

News image

Многоликие китайцы

На сегодняшний день об экспансии китайской автотехники на российский рынок не говорит разве что ленивый. А между тем производите...

News image

В дебрях мегаполиса

Hyundai HD 78 принято называть хитом модельного ряда Hyundai. Эта модель, пришедшая на смену HD 72 и ставшая ее продолжением, по...