МАЗ - MAN отличия
Обзор грузовиков - МАЗ

маз - man отличия

У наших отечественных водителей в конфликтных ситуациях принято показывать всего один палец (у Голливуда, видать, научились). И это уже мало кого удивляет. Но меня крайне удивило, что водитель самосвала МАЗ-MAN, подъехав на погрузочную площадку песчаного карьера под Минском, показал машинисту экскаватора сразу четыре пальца.

Как оказалось, речь шла не о четырехкратном оскорблении, а всего лишь о том, что его самосвал готов принять четыре ковша. Мне это было, конечно, в диковинку, но машинист все понял правильно, не обиделся и от души насыпал в кузов самосвала четыре девятитонных ковша. Людей при этом вокруг было немало. И все — при должностях.

И все с замиранием сердец следили за тем, как последний ковш опрокинется в кузов экспериментального четырехосника МАЗ-MAN. И вот четвертый девятитонный ковш — в кузове (неслабо, однако…). Все присутствующие — от генерального до конструкторов — замерли… «Новичок», взяв рекордные 36 тонн, невозмутимо, и как показалось, без особого труда, преодолел достаточно тяжелый подъем, генеральный директор удовлетворенно (и, как мне показалось, с некоторым облегчением) протянул:
— Да… Не зря приехали. Не зря работали…

В условиях, приближенным к боевым…
В карьере перевозки — дело, в принципе, несложное: загрузился, отвез, разгрузился.
Новый МАЗ-MAN не соревновался с БелАЗами: он просто проходил заводские испытания. Но теоретически более слабая машина (все-таки — не карьерник!) делала не меньше, чем признанные генералы песчаных карьеров. Ревность взыграла у водителей БелАЗов отнюдь не случайно: оплата в карьере сдельная — дескать, приехал тут отбирать наши «ходки», да еще и груза берет в полтора раза больше, мешает работать (я тоже умудрился помешать ритму работы в карьере: в поисках наиболее выгодного ракурса для съемки просто не заметил, как сзади «подкрался» 27-тонный БелАЗ. Пришлось выслушать несколько слов, каких не слышал со времен службы в армии, о «недопустимости создания помех работающему транспорту»)…
А технический директор предприятия вплоть до последнего рейса нервно потирал руки:
- Выдюжит? Выдюжит… Должен… — и постоянно делал пометки в своем блокноте.
В конце смены (МАЗ-MAN работал полный день) «местные» водители начали нервничать уже не только в душе:
- Ездит, как на коне. Мне бы такую машину, я бы вам показал норму выработки.
- Да тебе бы такую машину — ты бы ее угробил за полсмены, — снисходительно заметил водитель-испытатель…

Чего нет у других
Несмотря на полунемецкое происхождение, новый белорусский самосвал не имеет аналогов на «исторической родине» («MAN» даже немного обиделся на белорусского отпрыска за «самостоятельность инженерной мысли»). Тем не менее, ни в Германии, ни в СНГ машин такой конструктивной схемы просто нет. Многие производители выпускают самосвалы с колесной формулой 8х4, но традиционной схемы — две передние оси управляемые, две задние — ведущие. Особенность нового грузовика МАЗ-MAN видна невооруженным глазом: ведущими являются две средние оси, передняя — управляемая, а задняя — подъемная на пневмоподвеске и самоуправляемая. Что дает такая схема? Вопрос главному конструктору проекта, техническому директору «МАЗ-MAN» Василию Яськову.
- Каждому автомобилисту понятно, что чем больше у машины осей, тем больше можно нагрузить в кузов. Нормативная грузоподъемность нового автомобиля составляет 29 т, однако, если не принимать во внимание требования по нагрузкам на оси, он легко может везти и все 36 т (испытания в карьере доказали это даже отъявленным пессимистам). Такая нагрузка впечатляет, особенно на фоне «плечистого» и «мускулистого», хотя и 27-тонного БелАЗа.

— Наша машина, — говорит Василий Яськов, — отличается от «коллег по песчаному карьеру» тем, что без груза она превращается в обычный трехосник с одной управляемой осью. Это повышает маневренность и управляемость автомобиля и снижает так называемые непродуктивные издержки. Особенно чувствуется разница на тяжелой дороге (считай — бездорожье) песчаного карьера, в чем мы уже убедились. Не случайно четырехосные автомобили-классики неудачно попытались поработать там же. При этом трехосные МАЗы нормально работают рядом с БелАЗами. Правда, берет он всего два ковша по 9 тонн, тогда как БелАЗ — три. Сколько берет наш первенец, вы уже видели. С грузом в 36 тонн и расходом топлива примерно как у МАЗа, его экономическая эффективность вдвое выше, чем у «соседей по карьеру». Новая машина — не просто самосвал, способный за одну ходку перевезти по 36 тонн песка в карьере. Это универсальный автомобиль, на базе которого можно смонтировать бетоносмеситель, подъемный кран, да и практически любое другое строительное и технологическое оборудование для работы в действительно экстремальных условиях.

Преимущества: расчетная экономия топлива составляет около двух литров на сотню километров за счет того, что при порожних пробегах (у самосвалов они составляют более 50%) поднимается задняя ось (впрочем, толковый, опытный водитель вполне в состоянии эту экономию удвоить).
Меньше изнашивается и резина, поскольку на обычном четырехоснике все колеса контактируют с дорожным покрытием вне зависимости от того, груженая машина или порожняя.

Тяговая динамика — на 35% выше, чем у традиционной схемы (опять-таки — за счет подъемной оси). Особенно это чувствуется на дорогах с твердым покрытием в условиях «атмосферного экстрима»: снег, лед, «каша» и прочие «горячо любимые» водителями «подарки природы». Или — как в карьере во время дождя — когда в основном твердый грунт покрыт слоем грязи, а дорога идет на подъем. В этих случаях подъем или опускание оси позволяет перераспределить нагрузку на остальные оси.

Уменьшив давление в подушках и, тем самым, приподняв ось, водитель без затруднений может увеличить нагрузку на тележку. В этом случае тягово-сцепные характеристики самосвала существенно улучшаются. Правда, как и в любом случае «общения» со сложной техникой (а современная техника иной не бывает), определенные требования предъявляются и к водителю. В ближайшей перспективе регулировать положение задней оси будет электроника (впрочем, даже это не всегда может спасти машину от водителя-разгильдяя).

Улучшается и управляемость. Ведь опустив или подняв заднюю ось, мы автоматически регулируем нагрузку на переднюю, управляемую. На автомобиле с классической схемой 8х4 поворачиваются все четыре передних колеса. В этом случае сопротивление качению передних управляемых колес намного больше. Именно по этой причине «не пришлись карьеру по душе» классические четырехосники: они просто-напросто «зарывались» в песчаном карьере по самые мосты (они, хотя и «классики», хотя и практически внедорожники, а мало-мальски приличная дорога им таки нужна).

Все тяжелые автомобили, если не считать остальных плюсов, объединяет один большой минус — низкая плавность хода без груза. Немаловажный «цимус» нового самосвала белорусского производства — высокая плавность хода, опять-таки благодаря компоновочной схеме и поднимающейся оси. Лично мне удалось-таки убедиться в том, насколько плавно идет порожняя машина даже по плохому асфальту при 90 км/ч. Как на лодке в легкую рябь — тихо и мягко (знаешь, но не ощущаешь, что где-то далеко внизу амортизаторы делают свое дело).

При такой схеме нет необходимости дублировать рулевой механизм на второй управляемой оси. Рулевое управление — то же, что и на серийном грузовике. Такое конструктивное решение ощутимо экономит и деньги производителя (а значит, и покупателя), позволяя снизить массу, трудоемность, максимально унифицировать номенклатуру применяемых деталей, узлов и агрегатов. Говоря откровенно, такое решение существенно повышает ценность нового автомобиля в глазах перевозчика.

Если сравнивать новую машину производства СНГ с аналогом, например МЗКТ, то ее центр тяжести — на 250 мм ниже. Естественно, этот параметр улучшает характеристики устойчивости. Особенно это ощущаешь тогда, когда самосвал разгружается на площадке, расположенной на склоне: в этом случае всегда рискуешь перевернуться вместе с машиной — особенно при полностью поднятом кузове. В этой связи следует сказать, что повышенную устойчивость при разгрузке обеспечивает и сама конструкция задней тележки, которая является мощным стабилизатором.

Общая унификация новой машины по отношению к серийному грузовику МАЗ-MAN с колесной формулой 6х4 достигает 95%, а это тоже фактор, ощутимо снижающий цену.

Не только самосвал 8х4
При такой компоновке реально создавать целую гамму автомобилей с различными формулами — 10х4, 8х2, и полноприводные версии различного назначения.
Предприятие «МАЗ-MAN» — уже давно не «полунемецкий» цех по сборке грузовиков. Это динамично развивающееся предприятие со своим «мозговым центром» — конструкторским отделом с солидным портфелем разработок и идей, уже реализованных и еще ждущих своей очереди.

На очередной московской выставке «MIMS-2004» новый автомобиль из Минска получил высокую оценку авторитетного жюри — сразу два диплома: «Лучший внедорожный грузовик Моторшоу-2004» и специальный приз «За оригинальный дизайн и концепцию».

Каковы перспективы нового грузовика? Предприятие «МАЗ-MAN» планирует до начала зимы провести заводские и сертификационные испытания, первые машины пойдут к потребителю уже в начале 2005 года.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

Российские производители грузового транспорта

News image

ОАО «КАМАЗ» - крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих, распо...

Классификация грузовой техники

News image

Грузовой транспорт можно разделить на три группы: Развозные грузовики Развозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили,...

Строй богатыри - без их строить нереально

News image

Нынешний большой бизнес нередко опирается на содействие тяжеленной техники. Неважно какая мало-мальски внушительная компания, осуществляющая реализации габари...

Реклама*

Компания "ДСУМСР" предлагает: аренда самосвала в Минске, большой парк надежной техники.
 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Foton – Новый Бренд На Мировом Автопромышленном Рынке

Ассортимент этой компании довольно большой. Они специализируются на выпуске грузовиков, разных видов фургонов, рефрижераторов, э...

News image

ОНИ УЖЕ СРЕДИ НАС

Год назад первые китайские грузовики и автобусы стали появляться в России в качестве выставочных экземпляров и начались первые п...

News image

Самосвалы Shaanxi

Самосвалы Shaanxi являются фаворитами в рейтинге китайских томных грузовиков. Они обогнали даже таких конкурентов как Howo и Fot...

News image

Китайские Производители Самосвалов

Китайские производители самосвалов предлагают русским строителям экономную и нетребовательную технику для томных погодных и доро...

News image

DongFeng

Сегодня DFMC сконцентрировала в себе все экономические возможности и технические ресурсы Китая. Она является главным и основным ...

News image

Компактные грузовики Hyundai

Компактные грузовики Hyundai HD65, HD72 и HD78 имеют полную массу соответственно 6,5; 7,2 и 7,8 т. Колесную базу можно выбрать в...