Появись этот «Урал» в советские годы, вся центральная пресса трубила бы о начале выпуска в Миассе новой модели автомобиля. Но теперь на дворе другие времена, и даже главный конструктор завода скромно говорит лишь о глубокой модернизации серийного грузовика. От своих предшественников новинка действительно переняла многое, и в том числе — наиболее выгодную при эксплуатации в сложных дорожных условиях капотную компоновку. То есть «Урал» опять оставили с привычным для него «носом».
Встреча по одежке
С марта этого года в Миассе приступили к выпуску двух новых полноприводных трехосников: длиннобазного шасси «Урал-4320-58» и седельного тягача «Урал-44202-59». Судя по индексам можно подумать, что речь идет об очередных модификациях уже давно производимых автомобилей. Но это заблуждение развеивается, стоит лишь увидеть упомянутые машины «живьем». На прежние «Уралы» внешне они совсем не похожи: другая кабина, другой капот, другой бампер… По «одежке» — это абсолютно новые внедорожники.
Обе новинки получили так называемые «ивековские» кабины — линия по их производству в рамках организации совместного предприятия была получена от Iveco S.p. A. ещё в начале 90-х годов. Сперва завод стал серийно применять такие кабины на бескапотных грузовиках дорожной гаммы, теперь же настала очередь и капотных полноприводников. Конечно, это не самая свежая разработка мирового автопрома, но разница с теми кабинами, которые уже более четырех десятилетий ставят на капотные «Уралы» — просто колоссальная! Просторный и высокий салон, эргономичные органы управления, удобные кресла, хорошая тепло - и шумоизоляция… Ещё бы прикрыть обивочкой некоторые лезущие на глаза провода, тщательнее изготовить корпус рулевой колонки, применить более презентабельный пластик, и можно будет сказать, что набившую оскомину проблему старой тесной кабины завод наконец-то решил.
Теперь обратим внимание на знаменитый «нос» уральских полноприводников. Здесь нет, как раньше, отдельных крышки капота, крыльев и облицовки радиатора. Все собрано воедино! Получился так называемый интегральный капот, изготовленный из пластика и стилистически прекрасно слитый с кабиной в одно целое. Под стать и бампер обновленных «Уралов»: его развитые формы в сочетании с рельефными контурами капота придают грузовику облик крепко сбитого, сильного и выносливого покорителя бездорожья. Удачная для подобной машины внешность!
По дороге к семейству
Сегодня обновленные длиннобазное шасси и седельный тягач освоены в серийном производстве параллельно с «Уралами» традиционной конструкции. Заказчикам новые машины предлагаются по цене, соответственно, 1,58 и 1,558 млн. руб. (интересно, что некоторые из дилеров предлагают близкие по характеристикам «Уралы» с классической передней частью даже по немного более высоким ценам). Седельные тягачи с новыми капотом и кабиной уже полностью вытеснили с конвейера старые модели. Вахтовые автобусы теперь тоже изготавливают исключительно на базе обновленных шасси. На них же постепенно начинают монтировать и другие кузова. Например, выполненный по сэндвич-технологии теплый и комфортабельный кунг с широким спектром ремонтного оборудования, фургон с парообразующей установкой или самосвальный кузов-металловоз. Здесь следует отметить, что «Урал-4320-58» и «Урал-44202-59» кажутся немного длиннее своих привычных на вид двойников. И это не обман зрения: их колесная база действительно была увеличена на 275 мм — так удалось сохранить полезную длину рамы, частично «съеденную» более крупной кабиной. Это значит, что новинки могут нести весь спектр надстроек и работать с теми же полуприцепами, что и их предшественники.
На заводе рассчитывают в ближайшей перспективе внедрить новые кабину и капот на всех трехосных полноприводниках. Прежний облик сохранят только некоторые шасси, использующиеся под монтаж узкоспециализированного оборудования и больше простаивающие чем ездящие, а также многочисленные военные модификации.
Новое — это хорошо обновленное старое
Главный конструктор Автозавода «Урал» прав: новыми моделями «Урал-4320-58» и «Урал-44202-59» выглядят только внешне, по сути же они представляют собой пусть глубокую, но модернизацию выпускаемых серийно машин. Действительно, рама, мосты и подвеска у них заимствованы без значительных изменений. То же можно сказать и о применяемых двигателях: базовом ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.) и альтернативном ему ЯМЗ-7601 (300 л.с.), которые, как и агрегатируемые с ними коробки передач, ставят на уральские грузовики в течение всех последних лет. Единственное весомое новшество в ходовой части — пневмопривод раздаточной коробки. Архаичный рычаг теперь в прошлом, его заменил расположенный на приборной панели переключатель, с помощью которого водитель может выбирать ступени «раздатки» или блокировать межосевой дифференциал. Конструкторы признались, что рассматривали возможность перевести на пневмопривод и механизм управления КПП, тем более, что технически это оказалось вполне реализуемо, причем с не очень значительными переделками. Однако интереса у подавляющего числа заказчиков данное предложение не вызвало. Поэтому в кабинах обновленных «Уралов» сохранилась привычная «кочерга». Зато пневмоуправление «раздаткой» сделали базовым для всех выпускаемых заводом автомобилей.
Следующий этап модернизации обновленных уральских капотников — адаптация для них новейшей рядной «шестерки» ЯМЗ-536, а также рассчитанной на увеличенный крутящий момент трансмиссии и более грузоподъемных мостов. И как только такие внедорожники появятся на заводском конвейере, можно будет уже без всякой натяжки сказать, что Автозавод «Урал» приступил к производству принципиально нового семейства грузовиков.
Константин Закурдаев
Технические характеристики шасси «Урал-4320-58» и седельного тягача «Урал-44202-59» (6×6)
Модель
|
«Урал-4320-58»
|
«Урал-44202-59»
|
Тип
|
Длиннобазное шасси
|
Седельный тягач
|
Габаритные размеры, мм
|
9360х2500х3085
|
7525х2500х3125
|
Колесная база, мм
|
4830/1440
|
3800/1400
|
Грузоподъемность/нагрузка на ССУ, кг
|
12 000
|
8 700
|
Полная масса автомобиля, кг
|
21 300
|
17 275
|
Полная масса автопоезда, кг
|
11 500
|
27 870
|
Двигатель
|
Дизель ЯМЗ-236НЕ2 (ЯМЗ-7601)
|
Тип и число цилиндров
|
V-образный 6-цилиндровый
|
Рабочий объем, л
|
11,15
|
Мощность, л.с./ мин-1
|
230/2100 (300/1900)
|
Крутящий момент, Нм/мин-1
|
882/1100-1300 (1275/1100-1300)
|
Тип и число ступеней КП/РК
|
Механическая 5/2
|
Марка шин
|
ИД-П284
|
|