САМОСВАЛ ПО-МАЗОВСКИ ИСПОВЕДЬ ГЛАВНОГО МЕХАНИКА
Обзор грузовиков - МАЗ

самосвал по-мазовски исповедь главного механика

- Начну с того, что МАЗ был, есть и будет грузовиком номер один в Беларуси. Фирмы побогаче, может, и рады купить Actros или FH, но заграничный ввоз, увы, и ныне там - страна защищает отечественного производителя высокими ввозными пошлинами. Поэтому выбирать покупателям самосвалов особо не из чего.
Взять старт в мир песка и бетона можно с пятитонным МАЗ-457043. Конкурент у него только один - дизельный ГАЗ-САЗ. Он дешевле, но конструкция Back to the USSR отпугивает многих. В нише 10-25 тонн появляется КамАЗ. Соперник сильный, но симпатии покупателей не на его стороне. Как и прежде, хитом рынка является двухосный самосвал МАЗ-5551 грузоподъемностью 10 тонн.
За последние несколько лет ничего революционного в конструкции белорусского самосвала не появилось. Машина выпускается с 1985 года, с тех пор неоднократно модернизировалась, но остается простой рабочей лошадкой. Однако стоит теперь как арабский скакун: еще полтора года назад самосвал с надставными бортами продавали за 57.463.640 белорусских рублей, а сейчас он обойдется минимум в 92.300.000 рублей. За прошедшее время изменилась не только цена, но и условия покупки. Если предприятие-покупатель подконтрольно Министерству транспорта, покупать нужно в УП Белтрансснаб . Во всех других случаях надо обращаться только на завод-изготовитель. Понятно, что Беларусь страна маленькая, но не настолько же! Дилерскую сеть завода ликвидировали, и покупателю, например, из Бреста нужно ехать в Минск. Правда, готовых машин в 2008 году на складе никогда не было, поэтому сначала клиент должен отправить письмо-заявку на МАЗ. Затем с ним заключат контракт. После 100-процентной предоплаты и примерно трехмесячного ожидания можно будет получить свой автомобиль. Эти условия заставляют чувствовать себя покупателем эксклюзива а-ля Maybach или Rolls-Royce. Еще одна общая черта - минимальные варианты комплектаций. Есть все! - точнее, нет почти ничего.
Модификации можно сосчитать по пальцам: кабина стандартная, двигатель шестицилиндровый, борта стандартные или высокие, разгрузка платформы назад или трехсторонняя. Ничего больше покупателю не предлагают. Но в последнее время на сайте завода появились версии с двигателем Deutz BF4M1013FC и коробкой ZF 65850. Живых машин в наличии нет, цену уточнить не удалось. Слава богу, не летают над Беларусью китайские драконы : даже самый дешевый желто-серебристый сыньчуань можно оснастить и автономным отопителем, и кондиционером, и многими-многими вещами - были бы деньги.
А их для покупки МАЗа понадобится немало. Стандартный самосвал с обычной кабиной, шестицилиндровым мотором, низкими бортами и задней разгрузкой стоит примерно 91.503.100 рублей. Надставные борта увеличивают цену на 796.900 рублей. Вариант с трехсторонней разгрузкой, так называемый сельский, доводит ценник до 100.464.000 рублей.
Недавно на официальном сайте появился и самосвал с колесной формулой 4х4, но информации о нем пока нет.
При всем богатстве выбора полтора года назад мы выбрали самосвал за 57.463.640 рублей со стандартной кабиной и надставными бортами, чтобы увеличить объем кузова, так как возим легкие и объемные грузы. Двигатель ЯМЗ-236НЕ2 - шестерка с турбиной, соответствует требованиям Евро-2 , коробка ярославская. И слава богу, потому что на некоторые машины ставят китайскую. По словам девушки, которая на заводе отвечает на звонки покупателей, то ли Итон , то ли Етон - китайская, в общем. Где для нее искать запчасти, она ответить затруднилась.
Машину заказали, подождали три месяца и...

Долгожданная встреча Прорваться к самосвалу не так-то просто - люди бьются за мазовский металл. Завод встречает покупателя толпами таких же страждущих и подозрительно-наплевательски-советским отношением к людям, которые отдали МАЗу больше 40 тысяч долларов.
Принцип одного окна МАЗу неведом - настраивайтесь на бег с препятствиями. Сначала в одном окне проверяют факт оплаты и дают талончик во второе окно, где выписывают накладные. С накладными нужно бежать в третье место. Везде огромные очереди и гражданская война. Передаю земной поклон от всех участников ликвидаторам дилерской сети: жить с новой системой покупки машин стало проще, жить стало веселее!
Первая встреча с машиной - на площадке готовой продукции, куда ее выгоняет заводской водитель. Дизтоплива в ней будет несколько миллилитров, поэтому приходите со своим. После заправки нужно будет сделать второй забег по кабинетам: забрать ЗИП, заполнить сервисную книжку и еще кое-какие мелочи. С дилерами все-таки было намного проще! Они проводили предпродажную подготовку, чем на заводе себя никто не утруждает.
Прочь с дороги, птица! Зверь, с дороги уходи! Новые МАЗы с площадки стартуют с пробуксовкой, чтобы наверстать потерянное на заводе время. Оно еще понадобится для привычного советской технике первого осмотра.
Сняв крышку аккумуляторного отсека, убедились, что дружба с Китаем не пустой звук. Чудное название KTB с расшифровкой THE PYONGYANG TAEDONGGANG BATTERY FACTORY насторожило. Но надпись PRODUCED FOR P/A MAZ и обещание 18 месяцев гарантии обнадежили. Больше китайских комплектующих обнаружено не было. Как выяснилось позже - к счастью.
По старой привычке водитель посвятил день пережиму , но все оказалось не так уж и плохо. Оборудование установлено заводом-изготовителем добротно, то есть навешиванием фонарей, зеркал и ящиков заниматься не нужно. Вспомнилось получение нового трактора, когда все, что находится за кабиной, приходится ставить самому. В новом самосвале на четыре витка резьбы только подтянули стремянки рессор. Поэтому заводу респект и уважение: претензий, кроме мытарств при получении самосвала, нет. Срочно требуются дилеры!

Сделаем это по-мазовскиМашину обкатали согласно инструкции по эксплуатации, то есть масса перевозимого груза не превышала 60 процентов номинальной, работал самосвал без прицепа. От гарантии решили не отказываться, поэтому после 1000 км пробега пришлось ехать на техническое обслуживание.
О нем нужно рассказать отдельно. В Минске всего две станции, осуществляющие эти услуги, - сервисно-сбытовой центр МАЗа в Шабанах и ЗАО Автовиклин . С первой организацией наша фирма столкнулась в 2004 году при гарантийном обслуживании предыдущего самосвала - впечатления не очень: постоянно большие очереди на обслуживание и некачественное выполнение работ. Поэтому альтернативный вариант был кстати. Но бюрократические проблемы, начавшиеся при покупке машины, продолжились и во время обслуживания. Выяснилось, что в нашем случае Автовиклин может только поменять масло, фильтры и прошприцевать грузовик. Почему? Потому что автомобиль куплен на заводе, а фирма несет гарантийные обязательства только по машинам, приобретенным в Белтрансснабе . По гарантийным случаям с заменой дефектных деталей частникам только в Шабаны.
В Шабанах, чтобы попасть на ТО, нужно по факсу сбросить заявку с указанием всех данных автомобиля. Хорошо, что биометрические параметры водителя не спрашивают. При определенной доле везения, потому что заявок много - ваша может затеряться, через два дня получите счет-фактуру. Оплатив его, нужно записаться на конкретный день проведения обслуживания. Если поломка непредвиденная, нужно сбросить по факсу сообщение и ждать, когда назначат приехать.
Машина все это время будет простаивать, фирма - терять деньги.
Срок ожидания небольшой - сутки-двое. О службе технической поддержки, которая выезжает к клиенту на техничке , речь на МАЗе не идет. Машину нужно доставить за свой счет в ССЦ МАЗа точно в назначенный срок. Если опоздаете, придется записываться заново и опять ждать сутки-двое.
К счастью, наш самосвал не сломался в карьере, поэтому, как из болота тащить груженого бегемота в ССЦ, нам неведомо.
Но вернемся к записи на плановое техническое обслуживание. Прелюдия посещения займет не менее 4-5 дней - в зависимости от загруженности станции. Нужно сначала отправить заявку, потом оплатить еще невыполненные работы и только потом отправляться на станцию.
Лимит переезда очередного ТО не может быть более 1000 км, а пробег в день у самосвала - до 350 км, поэтому главный механик должен все точно рассчитать.
Итак, вы продрались через все бюрократические тернии к воротам СТО. Если думаете, что пробег к тому времени составил 20 тысяч, ошибаетесь. Первое обслуживание проводится при 1000 км - это нормально. Но второе - при 5000 км, а далее вас ждут на станции каждые 5000 км. ТО-1000 стоит примерно 1 миллион, а ТО-5000 - 800 тысяч рублей.
Каждые 5000 километров! Напомню: на календаре сейчас 2008 год. День, выбранный для посещения станции, можете в нем смело вычеркивать.
Чтобы попасть на территорию СТО, нужно отстоять живую очередь из записанных на сегодняшний день автомобилей. Как правило, водитель нашей организации приезжал к 6 утра и был седьмым-восьмым. Такая же картина была и в 2004 году, когда мы обслуживали предыдущий самосвал. За три года в ССЦ ничего не изменилось! Те же очереди и те же слесари, которых нужно контролировать. Наш водитель каждый раз заставлял слесаря шприцевать шкворни. Тот упирался, говорил: Руль легко ходит - значит, смазка есть! Руль, напомню, с гидроусилителем.
Понятно, что машин много, но с сервисом нужно что-то делать. Причем не только с бюрократами - обычные слесари тоже не лыком шиты, хитрят и обманывают. Поезжайте в очередь на ТО и спросите - все в один голос скажут о проблеме номер один: сверху на масленках смазка есть, а в подшипнике ее нет. Слесарь пальцем мажет масленку и побыстрее выпускает машину за ворота.

Надежный, но ржавыйСкажу сразу: больших проблем с самосвалом не было, простои для постсоветской техники минимальные. Но без неисправностей не обошлось - куда же без них?
При первом ТО у нашего самосвала по гарантии заменили температурный датчик - и снова в путь. Очень быстро, недели через три, наступило время ТО-5000. Никаких неисправностей выявлено не было, что порадовало. При пробеге 7300 км вдруг резко упало давление масла в двигателе: датчик показывал ноль на холостых оборотах. До этого на прогретом двигателе менее 400 кПа давление не опускалось - при норме не менее 80 кПа. Так как самосвал находился в паре километров от СТО Автовиклин , приняли решение ехать туда. Там внимательно отнеслись к нашей проблеме, заподозрив датчик давления масла. Подняли кабину и подсоединили заведомо исправный датчик к магистрали. Более 50 кПа на оборотах выше средних не было. Успокоив нас, что эта проблема встречается часто, персонал СТО посоветовал обратиться в ССЦ МАЗа.
Выслав по факсу сообщение, выждав два дня до назначенного срока, приехали в Шабаны. Инженер по гарантии вызвал представителя Ярославского моторного завода. Осмотрели, ощупали, завели, вынесли вердикт: все в норме, случай не гарантийный. Это было шоком! Как может быть такое давление масла в новом, едва прошедшем обкатку двигателе? Но раз получили добро, так и продолжаем ездить. Сейчас пробег около 60.000 км, мотор пока работает.
Следующие ТО прошли без происшествий. При пробеге примерно 20.000 км начал подтекать гидроцилиндр подъема кузова. Проблему устранили при очередном ТО путем замены уплотнений. Качество наших резинотехнических и не только технических изделий знакомо каждому, поэтому через неделю гидроцилиндр потек снова. Отправили по факсу сообщение в ССЦ. В назначенный день приехали, нам снова хотели поменять уплотнения, но мы настояли на замене агрегата. Удивительно, но требование удовлетворили без лишней нервотрепки. Видимо, случай далеко не единичный.
На ТО-30.000 мы не поехали. Так делают, по всей видимости, все. Зачем платить, если гарантия закончилась? МАЗ машина простая, водитель сделает все сам намного быстрее. Без предварительной записи и оплаты.
До 60.000 км вопросов по машине не возникало, но надоели китайские аккумуляторы. Что водитель только ни делал, но клеммы всегда были в наросте . Грешили на перезаряд, но генератор оказался в норме. Уровень электролита тоже в порядке, вентиляционные отверстия в пробках есть. Снимали клеммы, зачищали, ставили обратно, густо смазывая техническим вазелином, - все тщетно. Закончилось тем, что один аккумулятор взорвался . Его просто разорвало! Хорошо, что активисты Гринпис не видели, как быстро впитывается электролит в песок. Спасибо китайским товарищам - после Чернобыля нам только братских аккумуляторов не хватало. Взамен купили два аккумулятора российского производства, и проблема исчезла.
Типичной проблемой МАЗа является неравномерный износ резины передней оси - словно пятнами . Шкворни не болтаются, рулевые тяги в отличном состоянии, углы установки колес в норме, шины отбалансированы, но протектор изнашивается неравномерно. Так было со старой машиной, та же напасть и у новой.
Тем временем прошел год - подошло время техосмотра. Чтобы его пройти, пришлось покрасить раму и кузов, хотя, повторюсь, машине всего год. Старые МАЗы ржавели не так быстро, в новых же каждый скол краски моментально становится жуком . Поэтому антикор и другие меры защиты лишними не будут. Мы установили пластмассовые подкрылки - без них железные крылья прогнивают за три зимы. В маленьком МАЗе проблема решена кардинальным образом: низ кабины пластмассовый. Большие продолжают гнить...
Кроме мер по защите от коррозии не помешает и усиление опорных подушек грузовой платформы и опорной балки подрамника. В инструкции по эксплуатации четко написано: Не допускается движение автомобиля-самосвала при поднятой платформе . Но в жизни все иначе: как объяснить рабочим, что выгрузиться нужно в одном месте, а потом им лопатой и носилками придется разносить песок по объекту? Поэтому везде практикуется способ выгрузки на длину , когда машина едет с поднятым кузовом. Или, например, на три объекта требуется по одному кубическому метру раствора. Следовательно, кузов поднимут-опустят три раза. Но не пустой, а с грузом! Поэтому конструкторам не мешает иногда выезжать на стройплощадку и наблюдать за жизнью в реальности, а не на мониторах компьютеров.
Но к инженерам у клиентов МАЗа меньше всего претензий: автомобиль отработал год без серьезных поломок, техосмотр прошел с первого раза. И в целом самосвал полностью удовлетворяет требования заказчика: простой, неприхотливый в эксплуатации и надежный. Еще бы китайских запчастей поменьше. Их бы отправить на родину вместе со всем бюрократическим персоналом МАЗа и его родной станцией обслуживания - пусть там задерживают поставки, организовывают очереди и тормозят рабочий процесс. А мы тут сами разберемся. Все-таки самосвал родной, а значит - любимый.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

Классификация грузовой техники

News image

Грузовой транспорт можно разделить на три группы: Развозные грузовики Развозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили,...

Строй богатыри - без их строить нереально

News image

Нынешний большой бизнес нередко опирается на содействие тяжеленной техники. Неважно какая мало-мальски внушительная компания, осуществляющая реализации габари...

Совместные производства грузового транспорта

News image

ООО «Ивеко-Уралаз» (совместно с Iveco) Переименовано в ООО «Ивеко-АМТ» . В соответствии с решением Общего Собрания Участников от 07.04.09 ООО «Ивеко-Уралаз...

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Кратко информация о неких агрегатах, которые установлены на Howo

Пневматическая подвеска представляет собой четыре резиновые пневматические подушки, установленные заместо пружин, при всем этом ...

News image

Новая модель грузовых автомобилей Shaanxi

Пару месяцев назад фирма «Интекра» обрадовала российских водителей свежей моделью седельного тягача Shaanxi SX4185NT361. Данная ...

News image

Как улучшить «японца»

Впервые самосвал Isuzu CYZ, предназначенный для работы в тяжелых условиях, был представлен отечественным перевозчикам на выставк...

News image

Профи: DFL3251A: 20-тонник от Дун Фын

С конструктивной точки зрения трехосный самосвал Dong Feng DFL3251A грузоподъемностью 20 000 кг с задней разгрузкой имеет достат...

News image

Компактные грузовики Hyundai

Компактные грузовики Hyundai HD65, HD72 и HD78 имеют полную массу соответственно 6,5; 7,2 и 7,8 т. Колесную базу можно выбрать в...

News image

Маленький богач

Когда я в первый раз увидел ISUZU NLR85, то невольно подумал: да ведь под личиной этого грузовичка наверняка скрывается робот-тр...