Самосвал КамАЗ-53605
Обзор грузовиков - Камаз

самосвал камаз-53605

Еще года два назад никто не мог и предположить, что специалисты автозавода в Набережных Челнах начнут осуществлять проект самосвала с колесной формулой 4х2.

А идея создания двухосного камского грузовика вызвана нехваткой грузовиков для обеспечения городских ремонтных и коммунальных служб и ремонтно-строительных подразделений ЖКХ. На сего-дняшний день перечисленные организации укомплектованы самосвалами МАЗ-5551 (4х2), КамАЗ-55111 (6х4) и двухосными или трехосными самосвалами московского автозавода АМО ЗИЛ.

Конечно, трехосные машины менее поворотливы и громоздки для городских улиц, чем двухосные. Поэтому в качестве предыдущего витка рассматривать ветерана камазовской самосвальной техники КамАЗ-55111 с колесной формулой 6х4 смысла нет. Самым ближайшим самосвалом в данном сегменте является МАЗ-5551, которому и должна стать конкурентом новая челнинская машина. Почему должна ? Потому что в настоящее время проект двухосных самосвалов ОАО КАМАЗ только раскручивается. Для потребителя камская машина пока темная лошадка , а МАЗ-5551 как с двигателем ЯМЗ-236М2 (180 л.с.), так и с ЯМЗ-236НЕ2 (Euro 2, 230 л.с.) – уже проверенная и привычная модель. Как пояснили представители ОАО КАМАЗ , еще не урегулированы цены новой модели самосвала. Сейчас КамАЗ-53605 дороже МАЗ-5551-020 (ЯМЗ-236М2) и приблизительно в одной стоимости с МАЗ-555102-020 (ЯМЗ-236НЕ2).

Даже опытный человек, глядя на КамАЗ-53605, не сразу сообразит, что перед ним двухосный челнинский самосвал. Кабина такая же, как на самосвале КамАЗ-6520, да и цвет у машин не различается. Это и не удивительно: новой кабиной в серийном производстве ОАО КАМАЗ пока не обзавелся. А пора бы…

В соответствии с требованиями Правил № 58 и № 73 ЕЭК ООН на автомобиле КамАЗ-53605 установлены заднее и боковые защитные ограждения. Хотелось бы отметить редкий случай, когда боковое ограждение не затрудняет доступ к инструментальному ящику. Пластиковые арки задних колес имеют упругие пластины, поддерживающие брызговики и предотвращающие их захлестывание под арку. Единственный недостаток пластика в том, что он проминается при попытке использовать арку в качестве ступеньки, чтобы попасть в кузов. А других приспособлений для облегчения этого процесса на автомобиле мы не обнаружили, впрочем, как и какого-либо механизма для укрытия груза тентом.

Нам показалось, что самосвал КамАЗ-53605 имеет вид огромной детской игрушки. Видимо, это следствие относительной компактности автомобиля. Но несмотря на кажущуюся миниатюрность, объем платформы такой же, как у КамАЗ-55111, – 6,5 м3. У нее сохранился принцип автоматического открывания заднего борта.

Механизм размещен в каркасе платформы, а регулируемые тяги соединены с проушинами на надрамнике. Изменена компоновочная схема подъема платформы за счет смещения точки приложения усилия от козырька к ее основанию, как у самосвала КамАЗ-55111. Это привело к уменьшению плеча опрокидывающего момента и угла отклонения гидроцилиндра во время подъема. Крепление гидроцилиндра к платформе осуществляется посредством поворотной цапфы.

Сам гидроцилиндр, как и весь подъемный механизм, вместе с платформой изготовляли и устанавливали на Нефтекамском автозаводе (НефАЗ), одном из подразделений ОАО КАМАЗ . Большинство самосвалов КамАЗ оснащают подъемными кузовами именно на этом башкирском предприятии.

На страницах журнала мы много раз говорили о том, что замки заднего борта, применяемые на камских самосвалах, необходимо дорабатывать или полностью менять. К сожалению, никаких изменений с бортовыми замками не произошло: после разгрузки на них будет оставаться грунт, и крюк не будет закрепляться за петлю.

На КамАЗ-53605 используется оригинальная конструкция рамы. Кстати, рама самосвала испытывает чудовищные нагрузки в процессе поднятия и сваливания груза. Его неоднородность, неравномерное распределение по объему платформы и не всегда идеально ровное положение автомобиля приводят к возникновению ударных усилий, изгибающих и скручивающих моментов. Рама автомобиля во время разгрузки получает своеобразную встряску, именно поэтому рамы самосвалов отличаются увеличенным сечением профиля по сравнению с другими шасси. На самосвале КамАЗ-53605 для снижения этих воздействий используется так называемое плавающее крепление надрамника платформы к раме шасси, при котором задняя часть надрамника закреплена жестко, средняя – болтом через разнесенные фланцы, а передняя с использованием пружин. Таким образом, самосвал как бы сам подстраивается под эту встряску. Относительное перемещение надрамника и рамы компенсирует возникающие колебания – речь, естественно, идет о смещениях в пределах упругой деформации.

Что касается заднего ведущего моста, то здесь применили агрегат принципиально новой конструкции, рассчитанный на осевую нагрузку 13 тонн. Его компоновочная схема сходна с конструкцией мазовских мостов: в картере размещена коническая передача с межколесным дифференциалом, а цилиндрическая в виде планетарных редукторов находится в ступицах задних колес. Производство новых мостов уже освоено ОАО КАМАЗ и широко используется на современных моделях автомобилей: седельных тягачах КамАЗ-5460 (известный по сериалу Дальнобойщики-2 ), КамАЗ-6460 с колесной формулой 6х4, способном работать в составе автопоезда полной массой 46 000 кг, а также на самосвале КамАЗ-6520 (6х4).

Применение на самосвале КамАЗ-53605 нового моста повлекло за собой и изменения в конструкции карданной передачи, в частности использование промежуточной опоры (конструкция старых мостов позволяла обойтись без нее).

Использование одного ведущего моста вместо двух при одинаковых условиях эксплуатации упрощает конструкцию и снижает ее материалоемкость, следствием чего является снижение снаряженной массы и уменьшение сопротивления движению. А это уже хорошая предпосылка для снижения расходов топлива. Естественно, что двухосная конструкция само-свала снижает затраты на его эксплуатацию и обслуживание: вместе с лишним мостом исчезли четыре шины, четыре тормозные колодки и восемь литров трансмиссионного масла.

Самосвал КамАЗ-53605 оснащен двигателем КамАЗ-740.30-260 мощностью 260 л.с., а его потенциальный конкурент по рынку МАЗ-555102-020 – ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с. Оба двигателя с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, которое является необходимым условием для их соответствия экологическим нормам Euro 2.

Работу самосвала нельзя назвать непыльной , поэтому использование во впускной системе двигателя дополнительного мультициклонного воздухоочистителя вполне рационально. Он представляет собой блок прямоточных циклонов со сбором пыли в бункер и автоматического удаления ее через ниппельные клапаны при останове двигателя. Поясним, что ниппельный клапан – это резиновый корпус с узким щелевым каналом. При работе двигателя в корпусе воздухоочистителя создается разряжение, под его воздействием лепестки щелевого канала смыкаются. В циклоне всасываемый воздух приобретает вращательное движение, в результате действия центробежных сил частички пыли удаляются из потока и собираются в корпусе ниппельного клапана. Затем после остановки двигателя разряжение пропадает, лепестки клапана размыкаются, и накопленная пыль высыпается наружу.

Тормозная система самосвала КамАЗ-53605 оборудована АБС, состоящей из комплектующих ведущих фирм Германии Wabco и Knorr-Bremse. Механизм рулевого управления тоже от немецкого производителя, на выбор RBL или Zahnradfabrik, хотя фирменный («камазовский ) рулевой механизм по техническому описанию от них практически ничем не отличается. В сочетании с механизмом рулевого управления используются и насосы гидроусилителя этих же фирм, но отрадно, что в данном случае их с успехом может заменить не уступающий по техническим характеристикам насос КамАЗ-6520-3407200 производства ОАО Гидропривод из г. Ельца.

Конструкция передней подвески заимствована у самосвала КамАЗ-6520, а задняя – у тягача КамАЗ-5460, имеющего такую же колесную базу – 3950 мм. Передняя и задняя подвески самосвала КамАЗ-53605 на полуэллиптических одноушковых рессорах, передние концы рессор с помощью отъемных ушек крепятся к кронштейнам рамы, задняя подвеска дополнительно оборудована подрессорниками. Свободные концы рессор передней подвески с резинометаллической опорой, пришедшей на смену старой со сменными сухарями и боковыми вкладышами, а задней подвески – со скользящей опорой. Но основное – передняя и задняя подвески снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости, которые увеличивают угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена при действии на автомобиль боковых сил.

Во время испытаний нас насторожил сравнительно низкий путь выбега у тестируемого самосвала КамАЗ-53605 – всего 890 м. Мы не смогли сразу дать этому точного объяснения, но впоследствии обнаружилось внешнее проявление одной из возможных причин – повышенный нагрев левой ступицы задних колес.

В таком состоянии по замерам на дороге мы получили максимальную скорость – 95,8 км/ч; расход топлива при 60 км/ч – 22,8 л/100 км, при 80 км/ч – 29,5 л/100 км. Получается, что у самосвала КамАЗ-53605 более умеренный аппетит, чем у его оппонента , самосвала МАЗ-5551 (60 км/ч – 25,9 л/100 км и 80 км/ч – 35,1 л/100 км при полной массе 16 560 кг).

Массовое производство и продажи самосвалов КамАЗ-53605 на ОАО КАМАЗ пока не начались. Поэтому у специалистов автозавода есть время поработать, как говорят, над ошибками. Тем не менее эта модель двухосного самосвала может через некоторое время снять многие вопросы, касающиеся нехватки подобных грузовиков на российском рынке.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

История грузового транспорта в России

News image

Перевозки грузов, в том числе крупногабаритных и очень тяжелых осуществлялись с незапамятных времен, задолго до появления автомобилей.

Российские производители грузового транспорта

News image

ОАО «КАМАЗ» - крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих, распо...

История Грузовиков, Их Воздействие На Спецтехнику

News image

Автотранспортная ветвь обеспечивает главные службы Русской экономики за счет транспортировки больших партий сырья, и готовой продукции, обычно, от заводов до ...

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Маленький богач

Когда я в первый раз увидел ISUZU NLR85, то невольно подумал: да ведь под личиной этого грузовичка наверняка скрывается робот-тр...

News image

Компактные грузовики Hyundai

Компактные грузовики Hyundai HD65, HD72 и HD78 имеют полную массу соответственно 6,5; 7,2 и 7,8 т. Колесную базу можно выбрать в...

News image

Китайский самосвал HOWO-7 6х4

В этом обзоре представлены технические характеристики китайского грузовика HOWO. А именно речь пойдет о 25-ти тонном самосвале H...

News image

Как улучшить «японца»

Впервые самосвал Isuzu CYZ, предназначенный для работы в тяжелых условиях, был представлен отечественным перевозчикам на выставк...

News image

Китайские дудки для российского рынка

Нашей тест-группе предложили провести испытания седельного тягача JAC HFC4181 KR1 4х2 еще в марте. Тогда мы призадумались: снег ...

News image

ОНИ УЖЕ СРЕДИ НАС

Год назад первые китайские грузовики и автобусы стали появляться в России в качестве выставочных экземпляров и начались первые п...