
Когда Минский автозавод создал свой первый среднетоннажник модели 4370 - это было событием в отечественном автомобилестроении. Когда на свет появился среднетоннажный грузовик второго поколения МАЗ-4371 уже с прицепом - это тоже стало событием, ведь таких автопоездов не строил ни один отечественный автозавод. Летом 2006 года случилось событие номер 3 - широкой публике был представлен среднетоннажный седельный автопоезд, вообще не имеющий аналогов в отечественном автомобилестроении.
Суть идеи Она довольно проста - совместить среднетоннажную грузоподъемность и седельно-полуприцепную схему. С математическо-геометрической точки зрения новая разработка МАЗа представляет собой автопоезд полной массой до 21 тонны в составе двухосного автомобиля-тягача МАЗ-447131 и двухосного полуприцепа МАЗ-931020 грузоподъемностью 12,5 тонны.
Автомобиль Седельный тягач МАЗ-447131 по дизайну заметно отличается от бортовых собратьев из клана МАЗ-4371. Применен другой нижний пояс и светотехника. Фары сразу изготавливаются в противотуманном исполнении, оснащены оптической фокусировкой и выполняются в едином блоке с указателями поворота. Естественно, по сравнению с бортовиком у седельника уменьшена база. Силовой агрегат МАЗ-447131 укомплектован двигателем Deutz BF4M 1013 FC code 140 G/2 мощностью 190 л.с., соответствующим нормам Euro-3, и 6-ступенчатой коробкой передач ZF 6S-850. Применено однодисковое фрикционное сцепление ZF-Sachs с гидропневматическим приводом. Моторный отсек адаптирован под максимально широкий ряд силовых агрегатов производства различных фирм. Данный силовой агрегат в сочетании с ведущим мостом, имеющим передаточное число 3.9, обеспечивает автопоезду с полной нагрузкой максимальную скорость до 109 км/ч, хотя этот показатель ограничен электроникой на уровне 90 км/ч. Для обеспечения выполнения требований Правил 51-02 ЕЭК ООН по уровню внешнего шума (78 дбА) на кабине и шасси автомобиля установлены шумопоглощающие экраны. Объем топливного бака составляет 200 л. При средней скорости движения автопоезда по равнинной и слабохолмистой местности запас хода по топливу составляет более 1000 км. Передняя ось и ведущий мост оснащаются дисковыми или барабанными тормозными механизмами фирмы Wadco. Передняя подвеска - малолистовая, задняя - пневматическая двухбаллонная, которая обеспечивает значительное улучшение плавности хода и снижает время на сцепку и расцепку с полуприцепом. Задняя подвеска оснащается электронной системой управления той же фирмы. В качестве дополнительного оборудования можно заказать независимый жидкостный подогреватель двигателя, ремни безопасности, подголовники, автомагнитолу, преобразователь напряжения 24/12 В, а также электростеклоподъемники, электроуправляемые зеркала.
Полуприцеп На полуприцепе МАЗ-931020, специально разработанном для нового седельного тягача, предусмотрены платформы двух различных исполнений: платформа с откидными задним и боковыми бортами, легкосъемными боковыми стойками и съемным тентом, а также платформа со сдвижными боковыми шторками тента, сдвижными боковыми стойками и сдвижной крышей. Все платформы соответствуют требованиям нормативов TIR. Настил платформ выполнен из ламинированной многослойной водостойкой фанеры. Для полного использования грузоподъемности автопоезда выбраны следующие внутренние размеры платформы: длина - 9310 мм, ширина - 2480 мм, высота - 2600 мм. Это позволяет разместить в кузове 22 европоддона. Особо следует подчеркнуть высокую грузовместимость полуприцепа, составляющую 60 куб. м. По заказу потребителей объем может быть увеличен до 66 кубов . Погрузочная высота полуприцепа составляет 1080 мм. Даже при перевозке таких легковесных грузов, как игрушки, табачные изделия, лампы накаливания, лен, галантерея, обувь, мебель, театральный инвентарь и т.п., обеспечивается полное использование грузоподъемности автопоезда. Подвеска полуприцепа - пневматическая двухбаллонная со штампосварными опорами, оси колес - с дисковыми или барабанными колесными тормозными механизмами. Полуприцеп оснащен электронно-пневматической тормозной системой (IBS) с функцией противоопрокидывания, которая независимо от действий водителя препятствует опрокидыванию полуприцепа. Имеется кран управления пневмоподвеской с автоматической установкой подвески в транспортное положение. Теперь типоразмерный ряд среднетоннажного класса Минского автозавода считается полностью сформированным. Помимо одиночных бортовых автомобилей МАЗ-437041 и МАЗ-437030 грузоподъемностью 4,5-5 тонн он включает в себя прицепные автопоезда МАЗ-437141+837300 и МАЗ-437130+837300 грузоподъемностью 9,5 тонны и новоявленный седельный автопоезд МАЗ-447131+931020 грузоподъемностью 12,5 тонны. Пока подобной линейкой не может похвастаться ни один отечественный автозавод. Дмитрий ГЛАДКИЙ. Фото автора.
Этапы развития идеи В 2002 году на МАЗе впервые задумались о малогабаритных автопоездах. Результатом воплощения идеи в металле стал впервые показанный на MIMS'2002 седельный тягач МАЗ-5440-03. В отличие от своих дальнемагистральных собратьев он имел короткую кабину с низкой крышей и одно спальное место. МАЗ-5440-03 оснащался 250-сильным двигателем ЯМЗ-236БЕ2, отвечавшим нормам Euro-2, и 8-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-238М. Комплектовался МАЗ-5440-03 оригинальным двухосным полуприцепом МАЗ-931010 с рессорной подвеской. Допустимая полная масса автопоезда составляла 38 тонн. Появившийся в следующем, 2003 году тандемный автопоезд МАЗ-437141-222 + МАЗ-837300 стал для Минского автозавода не просто новой моделью, а принципиально новым классом техники, которую ни МАЗ, ни какой-либо другой автозавод в СНГ ранее не изготавливал. МАЗ-437141-222 представлял собой дальнейшее развитие семейства среднетоннажных развозных автомобилей МАЗ-4370. На 4371-й установили кабину нового дизайна со спальным местом и минский двигатель ММЗ-Д.245.30Е2. Суммарный объем кузовов грузовика и прицепа составлял 71 куб. м (35,5+35,5). Обе разработки пошли в пусть и небольшую, но серию.
|