НЕВИДАННЫЕ КРАЗОЗАВРЫ
Обзор грузовиков - Краз

невиданные кразозавры

Неудивительно. Не то что эти машины - даже их фотографии до выхода книги в свет мало кто видел. С некоторых снимков гриф секретно сняли совсем недавно.

Пусть и очень кратко, но мы все же хотим вас познакомить с наиболее интересными выжимками из богатейшей истории Кременчугского автозавода.

Кабинная генетика
КрАЗы первых поколений в народе прозвали деревянными за деревянную кабину.
На самом деле кабина, доставшаяся КрАЗам в наследство от ярославских грузовиков, была не деревянной , а деревометаллической. Каркас кабины состоял из многослойной березовой фанеры, защищенной специальной пропиткой от гниения, а снаружи облицовывался металлическими листами. Анахронизм, конечно, но зимой в ней было теплее, чем в цельнометаллических аналогах.
Тем не менее требованиям времени такая кабина уже никак не отвечала. Сверху, из Министерства автомобильной промышленности СССР, волевым порядком навязывали решение: использовать кабину, уже освоенную в производстве другими автозаводами Советского Союза. Вот почему на первых опытных образцах нового семейства были установлены кабины от Урала и ЗИЛа. Была проведена серия испытаний, но ничего хорошего не получилось: чужеродные органы так и не прижились к телу кременчугского автомобиля, однако свой след в истории как проба пера те опытные грузовики оставили.

Первые бескапотные эксперименты
Как и большинство экспериментальных военных грузовиков, бескапотные КрАЗы семейства 253 своим появлением на свет обязаны директиве сверху.
В 1961 году военным понадобилось новое семейство внедорожных бескапотных грузовиков, которое должно было включать в себя 8-тонный бортовик и автопоезд с активным полуприцепом грузоподъемностью 15 т. Воплотить этот замысел в металле поручили Кременчугскому автозаводу. Специально для работы над данной темой на КрАЗе было сформировано так называемое СКБ-2, все труды которого тут же помечались грифом секретно .
Новые машины проектировали с чистого листа . Никакой унификации с серийными капотниками тех лет перспективные 253-й бортовик и 259-й седельник не имели.
Уникальным в этих машинах было многое: независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, пониженный центр тяжести, гидромеханическая 6-ступенчатая КП.
На опытных образцах первой серии в целях экономии времени применили серийную кабину от МАЗ-500. Для машин второй серии создали уже полностью оригинальную кабину.
В течение нескольких лет конструкцию методично доводили и в итоге добились выдающихся для тех лет результатов. В частности, плавность хода и вибронагруженность были идеальными - поставленное на инструментальный ящик ведро воды после многокилометрового пробега оставалось полным.
Машины 253-го семейства нравились всем. Всем, кроме экономистов. Хорошее дешевым не бывает. Стоимость модели 253 была примерно на 60% выше, чем стоимость капотников. Кроме того, для запуска этих машин в серию требовалось серьезное переоснащение всего производства. Затраты были чересчур высоки. В конце 1960-х гг. на проектах 253 и 259 окончательно поставили крест. Экономика взяла верх над техникой.

Четырехосные перипетии
В середине 1970-х гг. в военных кругах СССР вызрела идея - перевести некоторые виды вооружения с колес на гусеницы. Это уменьшило бы стоимость шасси в 3-4 раза при сохранении основных характеристик изделия в целом. В итоге Кременчугскому автозаводу было поручено разработать семейство армейских автомобилей под кодовым названием Открытие .
В семейство Открытие должны были войти автомобили колесной формулы 6х6, 8х8 и автопоезда с активным полуприцепом 10х10. С трехосниками и автопоездами никаких проблем не было, а вот четырехосники пришлось разрабатывать с нуля.
Однако уже в 1982 году экспериментальный цех завода изготовил два опытных автомобиля 8х8 - КрАЗ-ЧР-3130 с управляемыми двумя ведущими передними мостами и КрАЗ-ЧР-3120 с шарнирно-сочлененной рамой. Буквы ЧР в индексе расшифровывались как чертеж разовый и цифра обозначала порядковый номер чертежа.
В течение последующих лет военные несколько раз меняли требования к перспективным машинам, в результате чего на свет появлялись все новые и новые образцы четырехосок. К концу 1980-х гг. КрАЗовская четырехоска уже представляла собой абсолютно оригинальный автомобиль с двигателем за кабиной. Абсолютно новой стала и кабина. Ее оснастили тремя пуленепробиваемыми ветровыми окнами, адаптировали для установки навесной брони. Это был уже совсем другой автомобиль по сравнению с образцами начала 1980-х гг.
В декабре 1989 года точка зрения военных опять поменялась. Требования к автомобилям вновь были ужесточены. Фактически заводу требовалось опять создавать чуть ли не принципиально новую машину. Однако пока Минавтопром и Минобороны решали вопрос финансирования этих работ, наступил 1991 год - Советский Союз распался... Так закрылась тема Открытие .

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

Совместные производства грузового транспорта

News image

ООО «Ивеко-Уралаз» (совместно с Iveco) Переименовано в ООО «Ивеко-АМТ» . В соответствии с решением Общего Собрания Участников от 07.04.09 ООО «Ивеко-Уралаз...

Классификация грузовой техники

News image

Грузовой транспорт можно разделить на три группы: Развозные грузовики Развозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили,...

История грузового транспорта в России

News image

Перевозки грузов, в том числе крупногабаритных и очень тяжелых осуществлялись с незапамятных времен, задолго до появления автомобилей.

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Тяжелые грузовики Hyundai

Линейку тяжелых грузовиков Hyundai открывают модели HD160 и HD170 полной массой 17,1 тс колесной формулой 4x2, оснащенные рядны...

News image

Каковы перспективы китайских грузовых машин на российском рынке?

Сегодня самые дешевые автомобили из Китая стоят не дороже, чем отечественные грузовики аналогичного класса Газель и Валдай . ...

News image

Ветер с Востока

Китайский промышленный гигант Dong Feng по праву считается лидером автомобилестроительной отрасли Поднебесной. В этом не дают ус...

News image

Обзор грузовика Shaanxi SX 3255

Сотрудничество китайской компании Shaanxi Automobile Group с одним из ведущих европейских концернов MAN является положительным ...

News image

Самосвал HOWO обосновал свою экономичность и надежность

Последний квартал самосвал вел себя положительно. Даже средний расход горючего снизился с 49-50 л. до 42: видимо, мотор совсем «...

News image

Компактные грузовики Hyundai

Компактные грузовики Hyundai HD65, HD72 и HD78 имеют полную массу соответственно 6,5; 7,2 и 7,8 т. Колесную базу можно выбрать в...