НЕВИДАННЫЕ КРАЗОЗАВРЫ
Обзор грузовиков - Краз

невиданные кразозавры

Неудивительно. Не то что эти машины - даже их фотографии до выхода книги в свет мало кто видел. С некоторых снимков гриф секретно сняли совсем недавно.

Пусть и очень кратко, но мы все же хотим вас познакомить с наиболее интересными выжимками из богатейшей истории Кременчугского автозавода.

Кабинная генетика
КрАЗы первых поколений в народе прозвали деревянными за деревянную кабину.
На самом деле кабина, доставшаяся КрАЗам в наследство от ярославских грузовиков, была не деревянной , а деревометаллической. Каркас кабины состоял из многослойной березовой фанеры, защищенной специальной пропиткой от гниения, а снаружи облицовывался металлическими листами. Анахронизм, конечно, но зимой в ней было теплее, чем в цельнометаллических аналогах.
Тем не менее требованиям времени такая кабина уже никак не отвечала. Сверху, из Министерства автомобильной промышленности СССР, волевым порядком навязывали решение: использовать кабину, уже освоенную в производстве другими автозаводами Советского Союза. Вот почему на первых опытных образцах нового семейства были установлены кабины от Урала и ЗИЛа. Была проведена серия испытаний, но ничего хорошего не получилось: чужеродные органы так и не прижились к телу кременчугского автомобиля, однако свой след в истории как проба пера те опытные грузовики оставили.

Первые бескапотные эксперименты
Как и большинство экспериментальных военных грузовиков, бескапотные КрАЗы семейства 253 своим появлением на свет обязаны директиве сверху.
В 1961 году военным понадобилось новое семейство внедорожных бескапотных грузовиков, которое должно было включать в себя 8-тонный бортовик и автопоезд с активным полуприцепом грузоподъемностью 15 т. Воплотить этот замысел в металле поручили Кременчугскому автозаводу. Специально для работы над данной темой на КрАЗе было сформировано так называемое СКБ-2, все труды которого тут же помечались грифом секретно .
Новые машины проектировали с чистого листа . Никакой унификации с серийными капотниками тех лет перспективные 253-й бортовик и 259-й седельник не имели.
Уникальным в этих машинах было многое: независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, пониженный центр тяжести, гидромеханическая 6-ступенчатая КП.
На опытных образцах первой серии в целях экономии времени применили серийную кабину от МАЗ-500. Для машин второй серии создали уже полностью оригинальную кабину.
В течение нескольких лет конструкцию методично доводили и в итоге добились выдающихся для тех лет результатов. В частности, плавность хода и вибронагруженность были идеальными - поставленное на инструментальный ящик ведро воды после многокилометрового пробега оставалось полным.
Машины 253-го семейства нравились всем. Всем, кроме экономистов. Хорошее дешевым не бывает. Стоимость модели 253 была примерно на 60% выше, чем стоимость капотников. Кроме того, для запуска этих машин в серию требовалось серьезное переоснащение всего производства. Затраты были чересчур высоки. В конце 1960-х гг. на проектах 253 и 259 окончательно поставили крест. Экономика взяла верх над техникой.

Четырехосные перипетии
В середине 1970-х гг. в военных кругах СССР вызрела идея - перевести некоторые виды вооружения с колес на гусеницы. Это уменьшило бы стоимость шасси в 3-4 раза при сохранении основных характеристик изделия в целом. В итоге Кременчугскому автозаводу было поручено разработать семейство армейских автомобилей под кодовым названием Открытие .
В семейство Открытие должны были войти автомобили колесной формулы 6х6, 8х8 и автопоезда с активным полуприцепом 10х10. С трехосниками и автопоездами никаких проблем не было, а вот четырехосники пришлось разрабатывать с нуля.
Однако уже в 1982 году экспериментальный цех завода изготовил два опытных автомобиля 8х8 - КрАЗ-ЧР-3130 с управляемыми двумя ведущими передними мостами и КрАЗ-ЧР-3120 с шарнирно-сочлененной рамой. Буквы ЧР в индексе расшифровывались как чертеж разовый и цифра обозначала порядковый номер чертежа.
В течение последующих лет военные несколько раз меняли требования к перспективным машинам, в результате чего на свет появлялись все новые и новые образцы четырехосок. К концу 1980-х гг. КрАЗовская четырехоска уже представляла собой абсолютно оригинальный автомобиль с двигателем за кабиной. Абсолютно новой стала и кабина. Ее оснастили тремя пуленепробиваемыми ветровыми окнами, адаптировали для установки навесной брони. Это был уже совсем другой автомобиль по сравнению с образцами начала 1980-х гг.
В декабре 1989 года точка зрения военных опять поменялась. Требования к автомобилям вновь были ужесточены. Фактически заводу требовалось опять создавать чуть ли не принципиально новую машину. Однако пока Минавтопром и Минобороны решали вопрос финансирования этих работ, наступил 1991 год - Советский Союз распался... Так закрылась тема Открытие .

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

Строй богатыри - без их строить нереально

News image

Нынешний большой бизнес нередко опирается на содействие тяжеленной техники. Неважно какая мало-мальски внушительная компания, осуществляющая реализации габари...

Совместные производства грузового транспорта

News image

ООО «Ивеко-Уралаз» (совместно с Iveco) Переименовано в ООО «Ивеко-АМТ» . В соответствии с решением Общего Собрания Участников от 07.04.09 ООО «Ивеко-Уралаз...

История Грузовиков, Их Воздействие На Спецтехнику

News image

Автотранспортная ветвь обеспечивает главные службы Русской экономики за счет транспортировки больших партий сырья, и готовой продукции, обычно, от заводов до ...

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Вся Правда О Howo

Грузовик представляет собой самый последний продукт авто истории Китая, при его разработке был учтён и переработан мировой опыт ...

News image

Sale по-японски

Совместное предприятие SOLLERS и ISUZU Motors Limited объявляет о распродаже последней партии грузовиков 2008 года выпуска. Спец...

News image

ОНИ УЖЕ СРЕДИ НАС

Год назад первые китайские грузовики и автобусы стали появляться в России в качестве выставочных экземпляров и начались первые п...

News image

Shaanxi SX 4255

Китай является лидером по экономическим показателям в мире, почему бы не производить, и грузовики которые могли бы конкурировать...

News image

Самосвал HOWO обосновал свою экономичность и надежность

Последний квартал самосвал вел себя положительно. Даже средний расход горючего снизился с 49-50 л. до 42: видимо, мотор совсем «...

News image

По образу и подобию

Количество китайских самосвалов, хлынувших в последнее время в Россию, не поддается подсчету, да и всех их марок не запомнить. Н...