Генерал песчаного карьера
Обзор грузовиков - МАЗ

генерал песчаного карьера

Несмотря на полунемецкое происхождение, новый белорусский самосвал не имеет аналогов на «исторической родине» («MAN» даже немного обиделся на белорусского отпрыска за «самостоятельность инженерной мысли»). Тем не менее, ни в Германии, ни в СНГ машин такой конструктивной схемы просто нет. Многие производители выпускают самосвалы с колесной формулой 8х4, но традиционной схемы — две передние оси управляемые, две задние — ведущие. Особенность нового грузовика МАЗ-MAN видна невооруженным глазом: ведущими являются две средние оси, передняя — управляемая, а задняя — подъемная на пневмоподвеске и самоуправляемая. Что дает такая схема? Вопрос главному конструктору проекта, техническому директору «МАЗ-MAN» Василию Яськову.
- Каждому автомобилисту понятно, что чем больше у машины осей, тем больше можно нагрузить в кузов. Нормативная грузоподъемность нового автомобиля составляет 29 т, однако, если не принимать во внимание требования по нагрузкам на оси, он легко может везти и все 36 т (испытания в карьере доказали это даже отъявленным пессимистам). Такая нагрузка впечатляет, особенно на фоне «плечистого» и «мускулистого», хотя и 27-тонного БелАЗа.

— Наша машина, — говорит Василий Яськов, — отличается от «коллег по песчаному карьеру» тем, что без груза она превращается в обычный трехосник с одной управляемой осью. Это повышает маневренность и управляемость автомобиля и снижает так называемые непродуктивные издержки. Особенно чувствуется разница на тяжелой дороге (считай — бездорожье) песчаного карьера, в чем мы уже убедились. Не случайно четырехосные автомобили-классики неудачно попытались поработать там же. При этом трехосные МАЗы нормально работают рядом с БелАЗами. Правда, берет он всего два ковша по 9 тонн, тогда как БелАЗ — три. Сколько берет наш первенец, вы уже видели. С грузом в 36 тонн и расходом топлива примерно как у МАЗа, его экономическая эффективность вдвое выше, чем у «соседей по карьеру». Новая машина — не просто самосвал, способный за одну ходку перевезти по 36 тонн песка в карьере. Это универсальный автомобиль, на базе которого можно смонтировать бетоносмеситель, подъемный кран, да и практически любое другое строительное и технологическое оборудование для работы в действительно экстремальных условиях.

Преимущества: расчетная экономия топлива составляет около двух литров на сотню километров за счет того, что при порожних пробегах (у самосвалов они составляют более 50%) поднимается задняя ось (впрочем, толковый, опытный водитель вполне в состоянии эту экономию удвоить).
Меньше изнашивается и резина, поскольку на обычном четырехоснике все колеса контактируют с дорожным покрытием вне зависимости от того, груженая машина или порожняя.

Тяговая динамика — на 35% выше, чем у традиционной схемы (опять-таки — за счет подъемной оси). Особенно это чувствуется на дорогах с твердым покрытием в условиях «атмосферного экстрима»: снег, лед, «каша» и прочие «горячо любимые» водителями «подарки природы». Или — как в карьере во время дождя — когда в основном твердый грунт покрыт слоем грязи, а дорога идет на подъем. В этих случаях подъем или опускание оси позволяет перераспределить нагрузку на остальные оси.

Уменьшив давление в подушках и, тем самым, приподняв ось, водитель без затруднений может увеличить нагрузку на тележку. В этом случае тягово-сцепные характеристики самосвала существенно улучшаются. Правда, как и в любом случае «общения» со сложной техникой (а современная техника иной не бывает), определенные требования предъявляются и к водителю. В ближайшей перспективе регулировать положение задней оси будет электроника (впрочем, даже это не всегда может спасти машину от водителя-разгильдяя).

Улучшается и управляемость. Ведь опустив или подняв заднюю ось, мы автоматически регулируем нагрузку на переднюю, управляемую. На автомобиле с классической схемой 8х4 поворачиваются все четыре передних колеса. В этом случае сопротивление качению передних управляемых колес намного больше. Именно по этой причине «не пришлись карьеру по душе» классические четырехосники: они просто-напросто «зарывались» в песчаном карьере по самые мосты (они, хотя и «классики», хотя и практически внедорожники, а мало-мальски приличная дорога им таки нужна).
Все тяжелые автомобили, если не считать остальных плюсов, объединяет один большой минус — низкая плавность хода без груза. Немаловажный «цимус» нового самосвала белорусского производства — высокая плавность хода, опять-таки благодаря компоновочной схеме и поднимающейся оси. Лично мне удалось-таки убедиться в том, насколько плавно идет порожняя машина даже по плохому асфальту при 90 км/ч. Как на лодке в легкую рябь — тихо и мягко (знаешь, но не ощущаешь, что где-то далеко внизу амортизаторы делают свое дело).

При такой схеме нет необходимости дублировать рулевой механизм на второй управляемой оси. Рулевое управление — то же, что и на серийном грузовике. Такое конструктивное решение ощутимо экономит и деньги производителя (а значит, и покупателя), позволяя снизить массу, трудоемность, максимально унифицировать номенклатуру применяемых деталей, узлов и агрегатов. Говоря откровенно, такое решение существенно повышает ценность нового автомобиля в глазах перевозчика.

Если сравнивать новую машину производства СНГ с аналогом, например МЗКТ, то ее центр тяжести — на 250 мм ниже. Естественно, этот параметр улучшает характеристики устойчивости. Особенно это ощущаешь тогда, когда самосвал разгружается на площадке, расположенной на склоне: в этом случае всегда рискуешь перевернуться вместе с машиной — особенно при полностью поднятом кузове. В этой связи следует сказать, что повышенную устойчивость при разгрузке обеспечивает и сама конструкция задней тележки, которая является мощным стабилизатором.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

История Грузовиков, Их Воздействие На Спецтехнику

News image

Автотранспортная ветвь обеспечивает главные службы Русской экономики за счет транспортировки больших партий сырья, и готовой продукции, обычно, от заводов до...

Самосвалы: Кабина Как Государственная Философия Автопрома

News image

Издавна увидено, что в секторе грузовой автотехники все звучные премьеры достаются никак не самосвалам. 1-ые взгляды дизайнеров и инженеров-конструкторов всег...

Российские производители грузового транспорта

News image

ОАО «КАМАЗ» - крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих, распо...

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Китайцам Нашлись Запчасти

Китайцам нашлись запчасти Обладатели и торговцы большегрузных китайских грузовиков могут вздохнуть с облегчением: для их «питомц...

News image

Конец китайской угрозы?

К началу 2010-го китайцы окончательно ушли с нашего рынка. Если у европейских производителей коммерческого транспорта в 2009 год...

News image

Анализ возможностей китайских импортеров

Анализ возможностей китайских импортеров среднетоннажных грузовиков для отечественных автопроизводителей выглядит очень тревожно...

News image

Самосвал HOWO обосновал свою экономичность и надежность

Последний квартал самосвал вел себя положительно. Даже средний расход горючего снизился с 49-50 л. до 42: видимо, мотор совсем «...

News image

Вся Правда О Howo

Грузовик представляет собой самый последний продукт авто истории Китая, при его разработке был учтён и переработан мировой опыт ...

News image

Маленький богач

Когда я в первый раз увидел ISUZU NLR85, то невольно подумал: да ведь под личиной этого грузовичка наверняка скрывается робот-тр...