Строительство по всей Европе гигантских торговых и дистрибьюторских центров потребовало от обслуживающих их перевозчиков обзавестись более грузоподъемным транспортом. Само собой, один из крупнейших мировых автопроизводителей, Volvo Truck., не мог оставить эту тенденцию без внимания. В результате на рынок вышло семейство развозных грузовиков-переростков, получивших название Volvo FE.
Место в строю
Грузовики Volvo FE в модельном ряду компании играют роль «старшего брата» машин семейства FL, полная масса которых в зависимости от модификации составляет от 12,5 до 18 т. Основная специализация тех и других практически одинаковая: внутригородские и региональные перевозки на малые и средние расстояния. Эти автомобили унифицированы по кабинам и по силовому ряду. Да и по максимальной полной массе наиболее грузоподъемные версии Volvo FL не уступают двухосным модификациям семейства FE. Так в чем же между ними разница?
Разница в шасси. Дело в том, что Volvo FE получили совершенно другую, более выносливую ходовую часть, по прочностным и грузоподъемным характеристикам сопоставимую с ходовой частью тяжелых Volvo FM. Кроме того, они практически сравнялись с последними по размеру колес и дорожному просвету, что повлекло существенное повышение проходимости. Все перечисленное сделало возможным расширить спектр устанавливаемых на Volvo FE надстроек: к фургонам и бортовым платформам, которые доминируют в оснащении Volvo FL, добавились цистерны, бетоносмесители, самосвальные и мусоровозные кузова.
Кроме того, шасси с увеличенным запасом прочности позволило разработать на основе двухосного варианта трехосную модель с приводом на одну или на две задние оси. Полная масса машин с колесной формулой 6×2 и 6×4 составляет уже 26 т, а возросшая монтажная длинна рамы положительно отразилась на грузовместимости. Причем и двухосные, и трехосные автомобили, несущие обозначение FE, способны работать в составе автопоезда, полная масса которого в зависимости от возможностей конкретного тягача колеблется в пределах 26-44 т. И что самое неожиданное: в модельном ряду Volvo FE появился двухосный седельный тягач. То есть данное семейство не только расширило возможности развозных FL, но и бесцеремонно вторглось в «епархию» классических тяжелых грузовиков серии FM.
В кабине и под кабиной
Кабины, которыми комплектуются грузовики Volvo FE, как внешне, так и по конструкции почти ничем не отличаются от кабин Volvo FL. Разве что их посадка на шасси несколько повыше. Интерьер — тоже без существенных отличий. В первую очередь обращает на себя внимание развернутая в сторону водителя центральная часть приборной панели. Это не только выглядит весьма стильно, но и существенно улучшает эргономику. Руль сделан травмобезопасным, отделка салона выполнена из энергопоглощающих материалов. Применяемые для автомобилей семейства кабины (естественно, бескапотной компоновки) могут быть короткими «дневными», «полуторными» или удлиненными с полноценным спальным отделением. Но все они одинаковы по высоте.
В расположенном под полом кабины моторном отсеке Volvo FE стоит весьма современный, достаточно экономичный и экологичный 6-цилиндровый рядный дизель D7E рабочим объемом 7,2 л. Он оборудован системой непосредственного впрыска топлива common rail и может соответствовать как экологическим нормативам Евро-3 (в версиях мощностью 240; 280 и 320 л.с.), так и Евро-4/Евро-5 (в версиях мощностью 240; 260; 300 или 340 л.с.). Правда, для достижения параметров Евро-4 и выше конструкторы использовали впрыскиваемый в выхлопную систему раствор AdBlue (в просторечии — мочевину), который имеет склонность к замерзанию на морозе. Этот фактор, учитывая условия эксплуатации на просторах нашей страны, к сожалению, не порадует многих российских перевозчиков. Зато все клиенты, безусловно, оценят то, что силовой агрегат Volvo FE оборудуется моторным тормозом, а на машинах с автоматической коробкой передач — еще и ретардером (трансмиссионным тормозом).
Опасный соперник
Кстати, о трансмиссии. С любым из вариантов двигателя Volvo FE агрегатируется 6 - или 9-ступенчатая механическая коробка с повышающей передачей и сервоприводом механизма переключения. Как было уже упомянуто, возможна и установка 6-диапазонного «автомата». По желанию заказчика в трансмиссию встраивается коробка отбора мощности.
Ведущие мосты грузовиков FE могут быть одноступенчатые (такие применяются главным образом на дорожных версиях), или же двухступенчатые, оборудованные колесными редукторами — они наиболее подходят для автомобилей, работающих на стройке. Кроме того, модели с колесной формулой 6×2 комплектуются подкатной неподвижной или управляемой осью. Монтажная длинна рамы у двухосных моделей составляет от 4,8 до 9,8 м, а у трехосных — от 5,75 до 9,15 м.
Подвеска в базовом исполнении используется рессорная, но по заказу возможна установка пневмоподвески (сзади или на всех осях). Тормозные механизмы — дисковые, дополненные системой курсовой устойчивости, а также системой противоскатывания, помогающей трогаться в горку. Вместимость топливного бака у различных версий грузовика варьируется от 215 до 830 л.
Нужно отметить, что автомобили Volvo FE становятся все более востребованными, отбивая клиентуру не только у одноклассников конкурирующих брендов, но и у родственных тяжеловесов семейства FM, нередко при прочих равных характеристиках превосходя их по ценовой доступности и экономичности. За счет этих же качеств Volvo FE, скорее всего, обретут должную популярность и у нас в стране, правда, не раньше, чем начнется новый виток развития рынка автотехники коммерческого назначения.
|