
В модельном ряду американского подразделения Volvo Trucks место флагмана с недавних пор заняли капотные седельные тягачи нового, «восьмисотого», семейства: VT800, VT830 и VT880. От прочей продукции шведского бренда их отличает одна интересная особенность — это первые грузовики Volvo, созданные в знаменитом «классическом» стиле американских траков.
Стиль определяет форму
Новые магистральные грузовики, в разработку которых вложено более $65 млн., созданы с оглядкой на «owner operators» — водителей-частников. Это особая категория дальнобойщиков в США и Канаде. Для них имеет значение не только мощный мотор, большой спальник и полная комплектация, но и внешний вид машины. Он должен быть выдержан в классическом стиле «western» — «квадратный» капот длиной с палубу авианосца, увенчанный монументальной решеткой радиатора, сдвинутый вперед передний мост, широченный стальной бампер, нарочито открытые топливные баки, обилие хрома и полированного металла, а также шеренги лампочек по кругу. Учитывая эти пристрастия клиентов, каждый американский производитель грузовиков обязательно имеет в своей гамме подобные модели. Теперь такие машины есть и у Volvo.
Квартира на колесах
Модель VT800 представляет собой маневренный тягач с дневной кабиной для работы на коротких маршрутах, не требующих ночевок и длительных стоянок в пути. «Спальная» версия VT 830 Mid-Roof уже предполагает эксплуатацию на дальних рейсах. Она оснащается просторным жилым модулем со средней крышей, рассчитанным в основном на одного водителя. Венчает гамму модель VT880 с огромным двухместным «спальником» длиной 1,92 м и высотой потолка около 2,5 м. Клиенты других европейских производителей грузовиков могут только мечтать о таком количестве жилого пространства!
Для придания ещё большего сходства с малогабаритной квартирой, спальные отсеки могут оснащаться холодильником, видеодвойкой, СВЧ-печью и даже раковиной с краном. Чтобы после долго пути можно было с комфортом пообедать, нижняя спальная полка (шириной 1 или 1,34 м) раскладывается в две кушетки со столиком. Оформление же салона грузовика «под себя» тоже больше похоже на выбор интерьеров для дома, поскольку для кабины и «спальника» предлагается до пять различных вариантов отделки в нескольких комбинациях по цвету и материалу, включая кожу.
Флагману — флагманский мотор!
Под капоты грузовиков VT800, 830 и 880 устанавливаются только самые большие и мощные двигатели производства Volvo и её давнего американского партнера — компании Cummins. Базовый мотор — 6-цилиндровый турбодизель Volvo D16 с топливной системой на электронноуправляемых насос-форсунках. Этот агрегат, «позаимствованный» у европейского «собрата» FH16, был специально модернизирован для соответствия требованиям заокеанского рынка. Например, электрика двигателя не 24, а 12-вольтовая, а некоторые навесные агрегаты для мотора американского производства. В местные экологические нормы двигатель пока укладывается за счет сажевого фильтра, обходясь без пресловутого «мочевинного» нейтрализатора SCR.
На момент своего дебюта на новых машинах мотор D16 считался самым мощным «грузовым» дизелем в истории компании Volvo. Для американского рынка этот агрегат был форсирован с 610 л.с. (на FH16) до максимальных 625 «лошадей». Да, в Америке и Европе есть не менее, а то и более мощные двигатели, но шведский мотор побил всех конкурентов за счет поистине сумасшедшего крутящего момента, который достиг отметки 3050 Нм! О тяговых возможностях этого монстра говорит следующий пример: оснащенный таким мотором автопоезд стандартной в США полной массой 36,3 тонны на подъеме крутизной 3% легко поддерживает скорость 104 км/час при 1400 об/мин.
Естественно, что при неумелом обращении с такой мощью можно легко «порвать» трансмиссию. Чтобы этого избежать, на мотор установлена система Intelligent Torque («умный крутящий момент»). При трогании с места и движении на малых скоростях она ограничивает момент на уровне примерно 2240 Нм. С ростом скорости и переключением передач вверх электронный «ошейник» постепенно ослабевает, выпуская на волю всю силу двигателя.
Широкий выбор
Помимо 625-сильного варианта, мотор D16 предлагается ещё в 4 различающихся по мощности исполнениях: 450, 500, 550 и 600 л.с. Величина крутящего момента колеблется у них от 2227 до 2767 Нм. В качестве опции также предлагается американский 6-цилиндровый турбодизель Cummins ISX объемом 14,8 л. Оснащенный насос-форсунками и турбиной с изменяемой геометрией, он развивает от 425 до 600 л.с. при крутящем моменте 2100–2500 Нм.
Для обоих двигателей предусмотрена по-американски широкая гамма коробок передач. Открывают её две автоматизированные механические 12-ступенчатые КПП: шведская Volvo I-Shift и немецкая ZF-FreedomLine, обе — без педали сцепления. Предлагаются также механические несинхронизированные коробки американской компании Eaton с 10, 13 или 18 передачами. Эта же фирма поставляет и роботизированные 10 - и 18-ступенчатые КПП серии AutoShift.
Передние мосты новых грузовиков — с параболическими листовыми рессорами нагрузкой от 5,4 до 6 тонн, производства Volvo либо американского Meritor. Сзади устанавливается тандем из ведущих осей того же Meritor или их земляков — компании Dana Spicer. Задняя тележка грузоподъемностью от 17 до 20,8 тонн монтируется на пневмоподвесках Volvo либо Hendrickson.
Тормоза тяжеловозов — барабанные, что является традиционным для грузовиков в США. За стабильностью поведения автопоезда на дороге следит комплекс Volvo Enhanced Stability Technology (VEST), объединяющий ABS и противозаносную систему.
Грузовики «восьмисотой» серии собираются на заводе Volvo в Дублине (штат Виргиния). В США цены на машины VT800-880, в зависимости от исполнения, составляют примерно $100–145 тыс
.
|