Капотники уходят!
Обзор грузовиков - Scania

 капотники  уходят!

Компания Скания официально объявила, что с октября 2005 года снимает с производства свою капотную, недавно обновленную серию Т . С европейского рынка уходит последний наследник традиций... С момента появления грузовиков подавляющее их большинство были капотными. Именно они ассоциируются с этими тяжелыми машинами. Даже название такой компоновки передает ее привычность: англичане зовут ее normal control , американцы – вообще conventional (общепринятая, обычная).

Бескапотная компоновка грузовика тоже появилась давно, практически одновременно с обычной. Но развитие техники в начале прошлого века, сложность ее обслуживания и ненадежность не способствовали широкому распространению. Первые массовые бескапотники появились в мире в начале 30-х годов: в Англии АЕК начал их продажи в 1930-м, Вольво – в 1933-м и в том же году Соединенные Штаты увидели такие машины, когда фирма Автокар представила свою серию U . Однако до конца 50-х абсолютное большинство (более 90%) грузовых машин в мире имели капотную компоновку.

Ситуация стала меняться с ростом общего грузопотока в послевоенной Европе. Экономический рост потребовал более рационального использования коммерческих перевозок. В этих условиях лишний метр капота снижал эффективность автопоезда. С каждым годом количество носатых , занятых в междугородных перевозках, неуклонно сокращалось.

Способствовали этому и появлявшиеся международные нормативы, лимитировавшие в тесной Европе длину автопоездов. К концу 70-х годов капотные машины составляли менее 30% общего парка.

Они преобладали только в таких сферах, как строительство, перевозка сверхтяжелых грузов, военное дело. Каждая фирма старалась предложить собственную модель для этих отраслей. Появились и специализированные фирмы, выпускавшие в основном капотные модели (немецкие Faun и Titan, голландские Ginaf и Terberg, канадский Pacific). В европейской семерке каждая компания имела свою капотную модель, причем выпускались они довольно долго. Прекращение производства для Европы по годам было таким: Mercedes-Benz – 1981 год, MAN – 1985-й, DAF – 1986-й, IVECO – 1997-й, Renault – 1998-й, Volvo – 2000-й, Scania – 2005-й. Причем, во-первых, на экспорт эти модели продолжали производиться; во-вторых, появлялись специальные «капотники», например, для военных. Так, в 2002 году Mercedes представил модель серии S, а в этом году Renault объявил о запуске моделей семейства Sherpa, Volvo продолжает сохранять в своей программе три капотные модели: VN и VHD – для Северной Америки, NH – для Южной Америки и Австралии. Выбор у Mercedes богаче: серия Desertliner – для арабских стран и Южной Америки, уже упомянутая S – для армии и еще три фирмы, производящие капотники , в США – Freightliner, Western Star и Sterling (бывший Ford).

Кстати, в США ситуация отличалась от европейской. К началу 1980-х принятые нормативы длины заставили транспортные компании (особенно на западе страны) активнее использовать бескапотную компоновку; но она все равно никогда не превышала 25% общей. А в середине 1990-х снова произошла либерализация норм, и теперь дальнобойные «бескапотники» предлагает только консервативный Peterbilt и вездесущий Freightliner.

Наша страна в структуре грузового сектора шла по европейскому пути, хотя и не полностью. Бескапотные модели в СССР появились в начале 1960-х (МАЗы пятисотого семейства, КАЗ-606). Позднее, в 1976 году, начался массовый выпуск КамАЗов, и на междугородных перевозках превалировал общеевропейский тип грузовиков с кабиной над двигателем. Однако в отличие от Европы нехватка тяжелых машин позволяла использовать все, что были в наличии. В целом тенденция сохранилась – к середине 1990-х почти ушли с рынка ЗИЛ и КРаЗ, зато появились капотники КамАЗ и Урал для строительного и военного секторов. В силу естественных причин «капотники»
в России сдают свои позиции медленно и неохотно.

Конечно, крупные предприятия, занимающиеся перевозками на большие расстояния, покупают современные бескапотные грузовики; однако частные владельцы используют классические траки. Не случайно экспорт машин из США в России принял гигантские размеры – на наших дорогах встречаются не только Интеры и Фреды , но и довольно редкие White, Mack и другие. Еще чаще колесят переделанные под американцев КРаЗы и даже ЗИЛы.

Усиливающаяся на общемировом рынке конкуренция заставляет производителей учитывать желания клиентов – хорошим примером может служить разработка чешской Taтрой капотного Ямала специально для российской строительной отрасли. Аналогично поступают и мировые гиганты, предлагая капотные модели для азиатских, африканских и других покупателей – по их предпочтениям.

Так что, похоже, культ грузовика пока сохранит своих почитателей, и на дорогах мира будут встречаться капотники , пусть и реже своих собратьев.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

Совместные производства грузового транспорта

News image

ООО «Ивеко-Уралаз» (совместно с Iveco) Переименовано в ООО «Ивеко-АМТ» . В соответствии с решением Общего Собрания Участников от 07.04.09 ООО «Ивеко-Уралаз...

История грузового транспорта в России

News image

Перевозки грузов, в том числе крупногабаритных и очень тяжелых осуществлялись с незапамятных времен, задолго до появления автомобилей.

История Грузовиков, Их Воздействие На Спецтехнику

News image

Автотранспортная ветвь обеспечивает главные службы Русской экономики за счет транспортировки больших партий сырья, и готовой продукции, обычно, от заводов до ...

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Самосвалы Shaanxi

Самосвалы Shaanxi являются фаворитами в рейтинге китайских томных грузовиков. Они обогнали даже таких конкурентов как Howo и Fot...

News image

Легкие грузовики Hyundai

Hyundai Porter – грузовик с бортовой платформой, которая оснащена тентом, либо кузовом типа фургон. Их поставляют в двух комплек...

News image

Новая модель грузовых автомобилей Shaanxi

Пару месяцев назад фирма «Интекра» обрадовала российских водителей свежей моделью седельного тягача Shaanxi SX4185NT361. Данная ...

News image

Shaanxi SX 4255

Китай является лидером по экономическим показателям в мире, почему бы не производить, и грузовики которые могли бы конкурировать...

News image

Китайские Производители Самосвалов

Китайские производители самосвалов предлагают русским строителям экономную и нетребовательную технику для томных погодных и доро...

News image

Ветер с Востока

Китайский промышленный гигант Dong Feng по праву считается лидером автомобилестроительной отрасли Поднебесной. В этом не дают ус...