«ТОНАР» в нашей стране уже стал именем нарицательным — так величают все предназначенные для торговли передвижные прицепы-фургончики вне зависимости от того, кто, где и когда их произвел. Хотя на самом деле это название принадлежит конкретной компании, расположенной в Орехово-Зуевском районе Московской области. Именно она первой, ещё на заре рыночных преобразований, сумела наладить массовое производство ларьков на колесах. А теперь эта компания сделала ещё один значительный шаг — построила три опытных образца тяжелых грузовых автомобилей. Таким образом, в российском автопроме появилась новая автомобильная марка.
От прицепов — к автомобилям
К выпуску знаменитых передвижных торговых павильончиков расположенный в подмосковном поселке Губино Машиностроительный завод «ТОНАР» приступил почти сразу же после своего образования, в 1992 году. Поймав птицу-удачу, в период с 1994 по 1997 годы предприятие серьезно вложилось в приобретение современного станочного оборудования, позволившего наладить изготовление изотермических кузовов-фургонов сначала для «Газелей», а затем — и для полуприцепов. В 1999 году «ТОНАР» ещё раз пополнил производственные фонды, благодаря чему удалось организовать выпуск сначала осей, а немного позже, в 2002 году, и самосвальных кузовов, которые, будучи смонтированными на двух-, трех - и четырехосные шасси прицепов и полуприцепов, прославили предприятие не меньше, чем когда-то поставленные на колеса ларьки.
Инициативные действия на рынке и вывод на него нескольких удачных моделей позволил заводу 2006–2008 построить новый производственный корпус и обзавестись высокотехнологичным оборудованием. По состоянию на середину 2008 года «ТОНАР», обеспечивая работой около 700 человек, в день выпускал до 20 единиц прицепной техники и располагал мощностями, при необходимости позволяющими делать в два с половиной раза больше. Помимо самосвальных, тентованных и изотермических полуприцепов предприятие начало производство контейнеровозов и сортиментовозов, приступило к изготовлению самосвальных кузовов для установки на автомобильные шасси, а также полуприцепов с подвижным полом, освоило выпуск уникальных тандемных автопоездов, состоящих из тягача и двух самосвальных полуприцепов. Но главное достижение, с которым «ТОНАР» шагнул в 2009 год — экспериментальные образцы нескольких грузовых автомобилей, разработанных и построенных его специалистами.
Два тягача и самосвал
Для начала «ТОНАР» с целью проведения всесторонних испытаний изготовил двухосный и трехосный седельные тягачи, а также трехосный самосвал задней разгрузки. Оба «седельника» идеально сочетаются с основной продукцией предприятия — полуприцепами разного назначения, а на самосвальное шасси прекрасно встал круглобокий кузов собственной разработки, до этого монтируемый на шасси других производителей.
Седельный тягач с колесной формулой 4×2 может работать в составе автопоезда полной массой 38–40 т — мощности его 375-сильного 9-литрового двигателя для этого более чем достаточно. Расположенное на высоте 1 150 мм «седло», задняя пневмоподвеска и просторная кабина со «спальником» позволяют использовать модель не только для местных, но и для междугородных перевозок.
Трехосный седельный тягач, рассчитанный на эксплуатацию в составе 80-тонного автопоезда, оснащен более мощным дизелем, рабочий объем которого составляет 11 л, а мощность — 416 л.с. У него, как и у двухосной модели, применена пневмоподвеска задних колес, а вот ССУ производства Jost установлено на 50 мм выше.
Самосвал, в отличие от тягачей, получил привычную для строительных автомобилей рессорную подвеску. В его моторном отсеке установлен 375-сильный дизель — такой же, как и у двухосного седельного тягача. Изготовленный в цехах «ТОНАРа» методом гибки кузов задней разгрузки вмещает 16 «кубов» грунта. Возможна эксплуатация автомобиля и с самосвальным прицепом, — завод выпускает две такие модели с кузовами объемом 10,5 и 12,3 м³.
На пути к своей марке
Бескапотные кабины, дизели Cummins, а также ведущие 13-тонные мосты с разнесенными редукторами и принудительной блокировкой дифференциалов для всех трех опытных машин поставили китайцы. А вот автомобильные рамы и пневматическую подвеску ТОНАР изготовил сам — завод к настоящему времени накопил немалый опыт их производства. Плюс к этому автомобили-шасси в перспективе получат надстройки, выпускаемые предприятием — те же самосвальные, бортовые или изотермические кузова. В дальнейшем возможна более значительная локализация производства: Ярославский моторный завод, к примеру, собирается поставлять «ТОНАРу» новейшие рядные 6-цилиндровые дизели семейства ЯМЗ-650.
Другое дело, что проект был задуман и начал воплощаться во времена, когда перевозчики стояли в очереди за продукцией как российских, так и зарубежных автозаводов. На «ТОНАРе» рассчитывали, что их тягачами и шасси заинтересуются те, кто традиционно закупает у предприятия полуприцепы и надстройки: гораздо проще приобрести автопоезд целиком, а не отдельно полуприцеп, отдельно — «голову». И финансирование сделки, и последующее сервисное обслуживание техники в этом случае упрощаются…
Теперь же ситуация на рынке прямо противоположная: поставщики грузовиков буквально бьются за немногочисленных платежеспособных клиентов, переманивая их друг у друга скидками, особыми условиями продажи и льготными лизинговыми предложениями. Сможет ли «ТОНАР» в подобных условиях «раскрутить» свое собственное автомобильное производство? На заводе уверены, что задача решаема — главное предложить клиенту специально ориентированную под его конкретные нужды конструкцию автомобиля, точнее — автопоезда, и найти оптимальный баланс между покупными и самостоятельно изготавливаемыми комплектующими. Да и пуск конвейера состоится не завтра: пока опытные образцы обкатают и сертифицируют, достроят цех для их сборки — пройдет немало времени, а там, глядишь, кризис подойдет к концу и спрос на автомобильную технику восстановится в прежнем объеме.
|