Mercedes-Benz Vario — один из самых именитых европейских среднетоннажников, история которого насчитывает более полувека. В России же этот автомобиль только в начале своего пути.
В кругу конкурентов
В нашей стране Vario по популярности никогда не мог тягаться с другими грузовыми автомобилями, выпускаемыми под маркой Mercedes-Benz. Самый крупный контракт на его поставку был заключен в 2006 году, когда эти машины вместе с фургонами Sprinter общим количеством 200 единиц получила «Почта России». По итогам же 2008 года российские заказчики приобрели всего 55 новых Vario (в то время как Sprinter стоящий в модельной линейке всего на одну ступеньку ниже за тот же период разошелся по стране тиражом 2 213 экземпляров).
Впрочем, подобный расклад неудивителен: Vario дороже большинства одноклассников, причем не только отечественных, но и зарубежных, импортируемых в нашу страну главным образом из Азии. Объясняется это тем, что львиную долю Vario собирают по индивидуальным спецификациям заказчика и уже в базовой комплектации оборудуют отвечающим Евро-4 дизелем, 6-ступенчатой механической коробкой передач, моторным тормозом, усиленным ведущим мостом, дисковыми тормозными механизмами всех колес, ABS и регулятором тормозных сил. Кроме того, эти машины выигрывают у «азиатов» в отделке и шумоизоляции.
В качестве опций для Vario предлагаются: полностью пневматическая подвеска, автоматическая 5-диапазонная коробка передач, полноприводная трансмиссия с механизмами блокировки межосевого дифференциала и дифференциала заднего моста, различные передаточные отношения главной передачи, водительская подушка безопасности, тормоз-замедлитель, электропривод боковых зеркал, электронный иммобилайзер и темпомат. Уже по этому списку видно, что в конструкции немецкого среднетоннажника могут быть воплощены технические решения, попросту недоступные для подавляющего большинства, представленных на российском рынке, аналогов.
Не последнюю роль играет и полукапотная компоновка, которая не только положительно сказалась на пассивной безопасности, но и позволила создать на базе Vario столь популярный у европейских перевозчиков цельнометаллический фургон, значительно расширивший сферу применения автомобиля. В частности, этот фургон служит основой для многочисленных автобусных модификаций. Кроме того, на шасси Vario возможна установка удлиненных двухрядных кабин, поскольку доступ в моторный отсек не предполагает их откидывание.
Конечно, у нас, в отличие от Европы, большегрузные цельнометаллические фургоны не в ходу и по объемам продаж значительно уступают бортовым модификациям. Однако для многочисленных коммунальных и специальных служб подобные машины поистине незаменимы. Преимуществ у них множество: это энергоемкая комфортабельная подвеска, безопасность, рациональная компоновка, а также высокая защищенность груза и смонтированного оборудования.
Вариации на тему
Mercedes-Benz Vario выпускается более чем в 60 модификациях. Он может поставляться в виде шасси и цельнометаллического фургона. Полная масса автомобиля составляет 6 или 7,5 т. Привод может быть как задний, так и полный, кабина — однорядная 3-местная или двухрядная 7-местная.
Колесная база цельнометаллического фургона предполагает три варианта размерностью: 3150, 3700 или 4250 мм. В соответствии с этим изменяется и полезный объем грузового отсека, он колеблется в пределах от 10,4 до 17,4 м³. Максимальная грузоподъемность Vario в зависимости от полной массы составляет 2,5 или 3,85 т. Боковую сдвижную дверь в базовой комплектации авто устанавливают справа, левая предлагается в качестве опции.
Стоимость заднеприводного 6-тонного фургона составляет от 48 850 до 53 750 евро, заднеприводного 8-тонного — от 54 550 до 59 500 евро. Полноприводная модификация любого Vario обойдется заказчику более чем на 10 000 евро дороже.
У автомобиля-шасси к уже названным трем вариантам колесной базы добавлен четвертый, 4800 мм, который позволяет укомплектовать машину алюминиевой бортовой платформой или любым другим кузовом длиной более 6 м. Максимальная масса устанавливаемых надстроек может достигать 3,25 т у 6-тонных модификаций и 4,5 т у 7,5-тонных. Допустимая масса оборудованного тормозами прицепа составляет 7,5 т. Самосвальные кузова устанавливают на шасси с колесной базой 3150 или 3700 мм, причем во втором случае автомобиль может быть укомплектован ещё и двухрядной кабиной.
Цены на заднеприводные шасси полной массой 6 т начинаются с 43 350 евро, на заднеприводные полной массой 7,5 т — с 46 550 евро. Модификация с наибольшей колесной базой и максимальной мощностью двигателя обойдется в 51 400 евро.
Кстати, о моторе. Под капотом всех модификаций Vario установлен один и тот же рядный 4-цилиндровый дизель ОМ 904 LA BlueTec рабочим объемом 4.25 л с непосредственным впрыском топлива. Количественный состав его «табуна» зависит исключительно от настоек и может составлять 129, 156 или 177 «лошадей».
Как мы уже сказали в начале, на российском рынке Vario пока не блещет количеством продаж — тон здесь задают более утилитарные по конструкции, а значит, более доступные по цене конкуренты. Однако по мере повышения требований к применяемым грузовым автомобилям всевозможных коммунальных и эксплуатационных служб, а также правоохранительных органов популярность немецкого среднетоннажника будет неуклонно расти.
|