1 октября 2004 года исполнилось 40 лет с начала массового производства автомобилей ЗИЛ-130 . В судьбе завода им. И.А.Лихачева грузовик ЗИЛ-130 - явление эпохальное. И не только потому, что выпуск машины на головном предприятии длился три десятилетия, а ее тираж достиг трех с половиной миллионов (!) экземпляров. Долгое время по своим конструктивным решениям и эксплуатационным характеристикам стотридцатка оставалась в отечественном автомобилестроении эталоном среднетоннажного грузовика.
Иначе и быть не могло, ведь стотридцатке изначально была уготована судьба так называемого этапного грузовика. Под этапной машиной в советской автомобильной терминологии понималась техника, которой суждено очень долго находиться в производстве.
Во-первых, конструкция этапных автомобилей должна была воплощать в себе все самое лучшее, все самое современное, что накоплено в отечественном и зарубежном автомобилестроении, для того чтобы создаваемые машины длительное время отвечали требованиям внутреннего и, по возможности, внешнего рынка. В то же время внедряемые технические решения должны были быть хорошо отработаны и достаточно технологичны для массового производства.
Во-вторых, конструкция таких автомобилей должна была иметь резервы для совершенствования и модернизации основных ее узлов и агрегатов. Как правило, на базе автомобилей этапной конструкции создавалось целое семейство различных широко унифицированных между собой модификаций и предусматривалась возможность монтажа самых разнообразных спецнадстроек.
Следует добавить, что с момента разработки узлов и сборочных единиц для этапной машины закладывалась возможность их применения с минимальными изменениями в составе других изделий. Например, двигатели, коробки передач, ведущие мосты, элементы ходовой части (колеса, шины, подвеска) и механизмов управления базовых грузовых автомобилей широко применялись в конструкции автобусов, автопогрузчиков, дорожно-строительных машин и агрегатов.
Таким образом, среди послевоенных конструкций отечественных грузовых автомобилей этапными являются ГАЗ-51 , ЗИС-150 , ЯАЗ-200 (прародитель всех МАЗов ), ЯАЗ-210 (прародитель КрАЗов ), ГАЗ-53 и МАЗ-500 . С полным правом к этой категории знаменитых машин можно отнести и широко известный грузовик ЗИЛ-130 , о котором пойдет речь сегодня.
|