Для автомобиля-строителя важны прежде всего достаточная грузоподъемность и высокая прочность. Ведь строительные грузы – будь то песок или камни, бетонный раствор или уже затвердевшие железобетонные блоки – весят немало. Шасси Volvo FM в полной мере удовлетворяют этим требованиям – задняя двухосная тележка рассчитана на нагрузку до 26 т, а передний одиночный мост – до 9 т. Машины имеют прочную раму из высококачественной стали, и в то же время отличаются сравнительно небольшим собственным весом. Неслучайно строительный FM называют легким грузовиком для тяжелой работы.
Что и говорить, работа у него действительно тяжелая. Ездить приходится, как правило, по плохим дорогам, а порой и просто по бездорожью. Поэтому одно из главных качеств, которыми должен обладать грузовик, – повышенная проходимость. Шасси Volvo для строительных работ выпускают трехосными, с колесной формулой 6х4, и четырехосными – 8х4. А для работы в условиях бездорожья имеются полноприводные машины с отключаемым передним мостом – 4х4 и 6х6.
Повышению проходимости как на скользкой дороге, так и на мягких грунтах способствует устройство блокировки дифференциала. Блокируемые дифференциалы устанавливаются на всех ведущих мостах и между мостами задней тележки.
Важнейшее условие повышенной проходимости – большой дорожный просвет. В целях увеличения клиренса на строительных шасси Volvo FM балка передней, не ведущей оси не выгнута вниз, как обычно бывает, а сделана практически ровной. Кроме того, литые картеры у ведущих мостов изготовлены не традиционно круглыми, шарообразными, а словно срезанными снизу, что увеличивает дорожный просвет на 90 мм. Таким образом, клиренс (со стандартными шинами) составляет 380 мм под передним мостом и 320 мм – под задним.
Но каким бы большим дорожный просвет ни был, при работе на бездорожье все равно не миновать жестких ударов нижней части машины о грунт. И при разработке строительных Volvo FM это учли. Двигатель и вся передняя часть шасси защищены снизу надежной «броней» – толстым стальным листом. А такие уязвимые агрегаты, как тормозные цилиндры, упрятаны в безопасную зону – вовнутрь рамы. Кронштейн свисающей вниз дополнительной подножки сделан шарнирным и при этом подпружиненным. Поэтому при столкновении с жестким препятствием подножка автоматически складывается, а когда преграда остается позади, снова возвращается в исходное положение.
Зато бампер от ударов не уклоняется, а, как и положено, принимает их на себя. Благо, изготовлен он из прочной стали и способен выдерживать большие нагрузки. Чтобы защитить фары и панели кабины от повреждений, бампер примерно на 50 мм выступает за ее углы.
Не боится ударов и прочная подвеска колес на листовых рессорах. Балансирная подвеска задней тележки и редукторы в колесах ведущих мостов позволяют максимально использовать тяговое усилие.
Для своих строительных шасси FM Volvo предлагает широкую гамму двигателей: абсолютно новые 9,0-литровые, мощностью от 260 до 380 л.с., и модернизированные 12,0-литровые, в 340-420 л.с.
Если же говорить о трансмиссии, то для строительных шасси оптимальный вариант – автоматическая фирменная коробка передач Powertronic. Она обеспечивает трогание с места полностью груженого автомобиля в любых, самых неблагоприятных условиях и отличается надежной и четкой работой. Коробка поставляется в двух вариантах: 5-и и 6-ступенчатая. В обоих случаях есть возможность перейти и на режим ручного переключения.
Коробку Powertronic можно заказать и со встроенным тормозом-замедлителем. Он обеспечивает высокую тормозную мощность и заметно сокращает износ рабочих тормозов, которыми на строительных машинах приходится пользоваться довольно часто.
Строительные шасси FM выпускаются уже подготовленными для быстрой установки кузовов или специального оборудования – для их крепления на раме имеются соответствующие устройства.
Кроме того, многим строительным машинам (самосвалам, бетоносмесителям и др.) необходимы коробки отбора мощности для привода своих механизмов. Для строительных шасси FM предлагается множество таких коробок. В одних случаях отбор мощности производится от коробки передач, в других – непосредственно от двигателя, минуя сцепление. Причем во втором случае двигатель может приводить в действие гидравлический насос, необходимый для работы различного гидрооборудования.
Итак, строитель – одна из основных «профессий» нового Volvo FM. И, пожалуй, одна из наиболее интересных для украинского автомобильного рынка.
|