Почему завод назвали не ЖАЗ (Жодинский автозавод), а БелАЗ (Белорусский автозавод), понятно при простом вникании в историю городка Жодино. Когда-то давно, в бородатые времена, никакого Жодино не было, а было селение Богуславово поле, которое было под владением местной тогдащней илиты Радзивилов. Не суть. А суть в том, что в маленькую деревню Жодино, сразу после войны, было решено запилить один из цехов МАЗа. Более половины населения города на заводе первоначально и работало. В 1958 году МАЗ (Минский автозавод) передал производство своих тогда ещё 25-тонных самосвалов в это самое Жодино. Сделано это было, скорее всего, потому, что сегодня сам завод МАЗа (вместе с братом-акробатом МЗКТ) в Минске с трудом вмещается внутри местной МКАД.
Город рос по мере понаезживания всяких там рабочих и прямо-пропорционально увеличивающимся объемам производства. Но так как деревня городом еще не была, то и назвали «БелАЗ», потому как глупо называть марку самосвалов по имени какой-то деревни, пусть в ней они и выпускаются… Теперь, когда Жодино вполне себе нормальный город по местным масштабам, завод и было бы резонно переименовать, но марку «БелАЗ» знают все (чем эта статья в уютненьком лишнее подтверждение), а вот ЖАЗ — никто не знает и, без должной рекламы, долго не узнает.
Потом присланные со всего СССР инженеры-конструкторы, понимавшие невозможность строить коммунизм без соответствующей материально-технической базы, начали строить самосвалы всё больше и больше…
В начале 90-х завод был на грани закрытия, но разными ухищрениями вырулил из этой ситуации, и с поддержкой Бацьки провёл модернизацию и продолжил гигантоманить дальше (маньяки-шизофреники в КБ остались, да и распад СССР Жодино не коснулся).
|