
Расположенное в г. Миасс совместное предприятие «Ивеко-АМТ» (в недавнем прошлом «Ивеко-Уралаз») довольно хорошо известно благодаря сборке различных модификаций тяжелых грузовиков Iveco Trakker. Но есть у СП и ещё одно направление деятельности, о котором знают гораздо меньше: за последние несколько лет заводчане сумели создать современное производство самосвальных кузовов.
Полностью свой самосвал
Зачем совместному предприятию, давно и прочно утвердившемуся на рынке в качестве производителя мощных и надежных шасси, тратить время и деньги на организацию собственного самосвального производства? Ведь весь мир идет в прямо противоположном направлении: зарубежные компании как правило повышают свою специализацию, а не размывают её. Не проще ли было найти фирму, способную изготавливать требуемые кузова, и заключить с ней контракт? Разве мало в России подобных производств? Будучи не так давно в Миассе я задал все эти вопросы директору «Ивеко-АМТ» Владимиру Новику.
— А знаешь, сколько мы перепробовали подрядчиков, обещавших наладить нам поставку самосвальных платформ? — ответил он вопросом на вопрос. — Главная беда в том, что ни один из них не смог стабильно держать, во-первых, качество, а во-вторых — цену. Первый кузов все они делали в точности по нашим стандартам и за те деньги, которые мы готовы были платить. Но потом, через какое-то время, смотришь, а кузова уже идут без выдерживания требуемых допусков, да ещё поставщик начинает задирать цену, причем даже не удосуживаясь хоть как-то это аргументировать…
Одним словом, не найдя общего языка с несколькими подрядчиками, «Ивеко-АМТ» вынуждено было развернуть производство самосвалов собственными силами. Ведь именно на них приходится более половины заказов, получаемых СП.
Как все начиналось
Начало этой работе положило сотрудничество с итальянской компанией Cantoni: изготавливаемые ею кузова приходили в виде машинокомплектов, в Миассе их сваривали, красили и устанавливали подъемное оборудование. Затем, изучив слабые и сильные стороны итальянских самосвальных надстроек, в 2004 году конструкторы совместного предприятия спроектировали собственный аналог. А в 2007-м на СП заработало самосвальное производство полного цикла. К началу 2008 года в серию пошло новое, значительно улучшенное семейство самосвальных платформ задней разгрузки, в конструкции которых были учтены многочисленные пожелания покупателей. Поставленная цель была достигнута! По мнению Владимира Новика, возглавляемое им предприятие сумело разработать и освоить в серии лучшие в стране самосвальные кузова!
По российским требованиям
Главный недостаток зарубежных самосвалов заключается в том, что их конструкция не в полной мере учитывает российские условия эксплуатации: постоянный перегруз, а главное — холодные климатические условия. Поэтому запущенные в серию на «Ивеко-АМТ» кузова нового поколения серьезно отличаются от изготавливаемых той же Cantoni. В чем же состоят эти отличия?
Во-первых, стоит отметить один небольшой, но важный нюанс, касающийся механизма подъема самосвальной платформы. Ось вращения, относительно которой она опрокидывается назад, конструкторы СП перенесли значительно ближе к кабине. Сделано это для того, чтобы примерзший на холоде к днищу перевозимый грунт при поднятии кузова не создавал опрокидывающего момента, который нередко заваливает самосвал назад со всеми вытекающими последствиями.
Во-вторых, подогреваемая поверхность у кузовов Cantoni занимает всего 18% от их общей площади, тогда как у кузовов миасского производства она почти в 3,5 раза больше! Для этого конструкторы ООО «Ивеко-АМТ» разработали принципиально новую систему обогрева так называемого лестничного типа, при которой отработавшие газы из выхлопной трубы направляются не только по нескольким расположенным под днищем платформы продольным балкам-усилителям, а ещё и по многочисленным поперечным балкам. Эти балки меньше, но расположены чаще и для увеличения эффективности теплопередачи имеют не квадратное, а прямоугольное сечение. У самосвалов с кузовами миасского предприятия даже при - 40оС наблюдается лишь небольшое примерзание перевозимого грунта в районе верхней оконечности бортов, но это ничто по сравнению с остальной, успешно ссыпаемой его частью.
Самосвальные варианты
Выпускаемые «Ивеко-АМТ» самосвальные платформы последнего поколения в базовой комплектации оснащены гидрооборудованием Binotto и представлены в двух вариантах: коробчатом и ковшовом. Поскольку у всех них ось опрокидывания по уже упомянутым причинам перенесена ближе к кабине, а значит, уменьшен задний свес, разработчики увидели опасность перегруза переднего моста автомобиля-шасси. Чтобы её устранить фронтальный борт кузова был сделан наклонным, благодаря чему центр масс перевозимого груза сместился назад. Однако тут возникла другая проблема — хоть и ненамного, но уменьшился полезный объем кузова. Для её решения разработчики были вынуждены нарастить высоту бортов. Перечисленные изменения в итоге на полтонны снизили массу платформы, а наклон её фронтального борта позволил разместить за кабиной запасное колесо, причем с любой выбранной заказчиком стороны.
Кстати, для приверженцев исключительно зарубежных надстроек, как и прежде, сохранена возможность заказать автомобиль с кузовами от Cantoni. Но тут стоит учитывать, что за каждый из них придется выложить несколько дополнительных тысяч евро.
В дальнейших планах «Ивеко-АМТ» дополнение гаммы выпускаемых самосвальных платформ 18-кубовой версией для установки на четырехосные шасси Iveco Trakker. Возможно, позже появятся и кузова для двухосных баз, если, конечно, на них будет достаточный спрос.
|