Утренние процедуры
Итак, понедельник. В 6 часов утра зазвонил будильник - пора вставать и отправляться на работу. На улице - 20 градусов по Цельсию, и МАЗ скорее всего не заведется с пол-оборота. Придется помучиться. А в 8.00 машина должна быть прогрета и готова к работе. Хочется спать, но зима диктует свои правила - подъем 45 секунд.
К тому же машина стоит на стройке в поселке Гатово. Добравшись до вокзала, долго жду автобус 85-го маршрута. Неприятности начинаются с самого утра - автобус ломается в середине пути. Казалось бы, мелочь, но неприятный осадок остается, а впереди еще целый рабочий день.
Кое-как добрался. Переходим к утренней разминке. В связи с морозами аккумуляторные батареи на ночь сняты с машины и греются в помещении. Но если с вечера транспортировать их помогают рабочие, то утром еще никого нет. Приходится тащить АКБ самому. Вес грузового аккумулятора - 50 - 70 кг. К тому же их два. С такой машиной не соскучишься.
По собственному опыту знаю, что в такой мороз завести двигатель без шоферских хитростей нереально. Как минимум в двигатель должен поступать горячий воздух. Я вынимаю воздушный фильтр и вставляю туда горящий факел . Только после этого делаю попытку запуска двигателя и... никаких результатов. Слишком густое масло и слабые аккумуляторы. К слову сказать, мне не доводилось видеть более убогого крепления крышки воздушного фильтра, чем на МАЗе. Она фиксируется четырьмя крючками, которые необходимо одновременно затягивать гайками на 10 . Закрепить крышку на морозе стоит больших трудов, к тому же резьба быстро ржавеет из-за соли и грязи. Поэтому на большинстве МАЗов вместо крючков водители используют обычную жесткую проволоку - так удобнее. Даже на старых модификациях КамАЗов, не говоря уже о европейских грузовиках, крышка фильтра крепится обычными защелками, что очень удобно.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Итак, аккумуляторы посажены, а машина не завелась. Но мы просто так не сдаемся, хотя поводов для оптимизма маловато. На стройке находится ЗИЛ-автокран, от которого придется прикуривать . И снова утренняя разминка.
У ЗИЛа есть одно преимущество. В систему охлаждения МАЗа залит тосол, а в камазовскую восьмерку каждое утро заливают воду. Машина старая, патрубки текут - тосола не напасешься. Горячей водой двигатель отогревается и заводится значительно легче, чем ярославский мотор. В итоге к 10 часам утра мне удалось прикурить от ЗИЛа и запустить силовой агрегат своего грузовика. Впереди еще целый рабочий день, а я уже замерз, промочил ноги и заметно устал. Отличное начало дня. Но есть и другая сторона медали. Многим водителям такой долгий запуск двигателя только на пользу. После утренней зарядки пропадает краснота в глазах, и можно не опасаться работников ГАИ.
Мне часто приходилось слышать, что грузовые журналисты АБw далеки от народа. Мол, новинки автомобильного мира, это, конечно, хорошо, но хотелось бы видеть на страницах издания больше живых материалов. Поэтому сегодня я решил вспомнить прошлое и отработать смену на самосвале МАЗ-5551-020 в условиях белорусской зимы.
Самое обидное, что согреться удастся нескоро. Для того чтобы температура охлаждающей жидкости поднялась до 80 - 90 градусов и из печки МАЗа пошел теплый воздух, необходим как минимум час непрерывной езды. А специфика работы самосвала - мелкие перебежки от места погрузки до места разгрузки. Всю первую половину дня мне пришлось перевозить бетонные перемычки по территории строительной площадки. 20 - 30 минут погрузка, один километр езды, жду, пока переставят кран, только потом меня разгружают. И так полдня в холодной кабине. Грустно, хоть ты вой. Остается только мечтать о поездке за бетоном или песчано-гравийной смесью. Хоть какое-то разнообразие. Кстати, и летом ситуация плачевная - в кабине жара, обе форточки и люк открыты, а самосвал катается не по городу, а по строительным площадкам, карьерам и т.д., где ветер поднимает тонны пыли.
Мне послышалось, или кто-то сказал, что нужен кондиционер. Ха-ха. В конструкции системы вентиляции ВООБЩЕ не предусмотрен обдув холодным воздухом, только горячим. Так что, находясь в кабине МАЗа, категорически поддерживаешь решения о защите отечественного рынка грузовиков от китайской и европейской спецтехники. Правильно, и пусть канают. Зачем нашему водителю кондиционер, автономный отопитель в самосвале, пепельница, прикуриватель и какие-то там фильтры, салоноцентральные смазки ???
Но это я так, немного вздремнул, ожидая загрузки. Возвращаемся к реальной действительности. Середина дня, а я уже полностью деморализован холодом. Немного радует новость, что после обеда я отправляюсь за песком в карьер Черкассы , а это 60 км на круг - согреться точно успею.
После обеда в столовой ВторЧерМет (на мой взгляд, одной из лучших в Минске и окрестностях) настроение немного улучшилось.
А пока что у меня все хорошо. Еду по кольцевой дороге, ноги потихоньку отогреваются. Особенно радует то, что это последний рейс на сегодня. Я уж подумал, что мои неприятности закончились, но не тут-то было. Пустой МАЗ неплохо едет по асфальту, но свернув в заснеженный карьер, я сразу забуксовал в неглубоком снегу. Задний ведущий мост практически не загружен, поэтому есть шансы застрять в любой яме. Приходится выбираться из теплой кабины, брать в руки лопату и подкапывать каждое колесо. Но и это не помогает. Чтобы нагрузить задний мост, пришлось поднять кузов самосвала (вес кузова полностью перераспределился на ведущие колеса) и внатяг выбираться из снега на четвертой передаче.
Выбрался, загрузился песком. Возвращаюсь на базу уже здорово уставший и злой. Как-то сама собой появляется мысль, что после такого дня надо согреться чем-нибудь покрепче чая. И тут еще одна жирная точка напоследок. Поднимаю кузов - и вижу, что 1/3 часть песка примерзла к кузову и сама не высыплется. Не оставлять же машину в таком состоянии до завтра. Хоть рабочий день и закончился - надо снова браться за лопату. |