Первые голландские тягачи DAF 95XF в России закупила компания «Магнетик Север». Машины сразу же хорошо себя зарекомендовали с точки зрения надежности, качества, экономичности. Водителям понравилась добротность изготовления автомобиля и высокий уровень комфорта, а владельцу бизнеса – быстрая окупаемость. К моменту продажи этих машин и приобретения новых выяснилось, что и остаточная стоимость у DAF выше целого ряда европейских одноклассников.
Причина такой популярности у перевозчиков объяснялась двумя вещами: минимальным количеством бортовой электроники и приемлемыми ценами на оригинальные запчасти. В этом случае перевозчиков даже не пугало отсутствие широкой сервисной сети на территории России: технику можно починить в пути своими силами.
Несмотря на то что прошло 10 лет, все автомобили первой партии успешно трудятся на грузоперевозках. Правда, теперь они покоряют не европейские, а российские просторы. Они давным-давно себя окупили и, даже несмотря на почтенный с точки зрения бизнеса возраст, продолжают оставаться прибыльными, в то время как по некоторым другим маркам грузовиков затраты даже после 5 лет эксплуатации резко вырастают. Европейские транспортные компании не ждут, когда наступит период больших затрат, связанных с капремонтом автомобиля, и продают его по достижении пробега 650–700 тыс. км. После этого машину, которую брали в лизинг, либо сдают по системе trade-in в зачет стоимости новой, либо продают на вторичном рынке.
В Европе среднегодовые пробеги DAF XF95 составляют по 120–130 тыс. км пробега, и лидеры по этому показателю – голландцы и немцы. Анализ представительства «VH-DAF» показал, что среднегодовой пробег машин на внутренних перевозках в России составляет 116 тыс. км, а на международных – 160 тыс. км. Вызвано это жесткими сроками поставки. Например, цветы из Голландии нужно успеть довезти максимум за 72 часа, ни часом больше. И если мясо везут из Москвы в Уфу, то задействованы два водителя – продукт не может ждать, пока один водитель будет соблюдать режим труда и отдыха и отсыпаться в пути. Отсюда такие большие пробеги. В нашей стране есть сотни голландских машин, которые прошли по миллиону километров и больше. Ничего удивительного в этом нет, поскольку двигатели Paccar XE рассчитаны на пробег до 1,5 млн. км без капремонта.
На первых пришедших в Россию автомобилях устанавливался стандартный топливный бак объемом 560 л. Этого для наших просторов оказалось мало. Дополнительно слева стали крепить 350-литровый бак. Но и этого не хватало, и тогда под фурой начали монтировать 550-литровую емкость с перекачкой с помощью сжатого воздуха. Никакой дедовский способ (канистрами, ведрами) не приветствовался. Однако такой запас топлива хорош только на внутренних рейсах, а в Польшу разрешалось ввозить только 200 л. Для чего нужно было такое «рационализаторство»? Для того, чтобы доехать до пункта назначения и обратно на своем, проверенном топливе, а не заправляться по дороге неизвестно чем.
В транспортных компаниях отмечают, что DAF XF95 характеризуется крепкой рамой. Если на некоторых европейских моделях железная конструкция не выдерживала испытания российскими дорогами, то на DAF все было в норме. Речь идет не о трещинах и деформациях, а о задней тележке – кронштейнах, тягах, сайлентблоках, которые выхаживают меньше установленного или теоретически возможного срока. Впрочем, и у голландского тягача есть уязвимые места, о чем мы поговорим дальше. При всех достоинствах DAF XF95 у него есть и серьезный недостаток в России – отсутствие развитой сети фирменных сервисных станций. Их сейчас мало, но ситуация не такая катастрофическая, как была несколько лет назад. Тогда транспортные компании и одиночные перевозчики предпочитали обслуживаться в Европе: Германии, Голландии, на худой конец в Польше. Несмотря на дороговизну удовольствия предпочтение отдавали качеству работ. Сейчас пройти плановое ТО или выполнить ремонт можно и в России, при этом стоимость услуг будет варьироваться в зависимости от сервисной станции, поскольку цена нормо-часа везде разная. Например, в Москве есть СТО, где нормо-час на обычные работы стоит 25 евро, а по электрике – 35.
Межсервисные интервалы для DAF XF95 в Европе составляют 50–75 тыс. км. В России на первых машинах этой серии при использовании минерального моторного масла периоды ТО были сокращены до 20–25 тыс. км пробега. Сейчас с применением новых материалов, в том числе и синтетического масла, интервалы увеличены до 50 тыс. км. На новой серии DAF XF105 завод установил интервал 100 тыс. км. Но, помня о жестких условиях эксплуатации и низком качестве дизельного топлива в нашей стране, представительство рекомендует уменьшить этот срок минимум на треть, т. е. интервал ТО в России не должен превышать 70 тыс. км. И если предприятие рискнет использовать не синтетику, а минералку, интервал придется сократить до 35–40 тыс. км.
Чем в целом привлекателен для российских перевозчиков
DAF XF95? Прежде всего – своей рентабельностью. При грамотно спланированной загрузке и умеренных эксплуатационных затратах окупить его в России можно за 3,5–4 года. Специальной подготовки водителей, по сути, не требуется. Достаточно инструктажа при передаче техники. И – в путь, зарабатывать деньги!
|