Общее описание автосамосвалов
О грузовом транспорте - Карьерные самосвалы

общее описание автосамосвалов

Карьерные самосвалы относятся к особой группе сверхтяжелых технологических транспортных средств специальной конструкции, которые можно считать наиболее крупными и мощными представителями грузового автомобильного семейства. Они предназначены для эксплуатации вне обычных дорог на твердых каменистых покрытиях железорудных, угольных или иных карьеров и открытых разработок полезных ископаемых, а также на крупных стройках, что предоставляет конструкторам возможность создавать машины с теоретически не ограниченными грузоподъемностью, полной массой и габаритными размерами, оснащенные силовыми агрегатами в тысячи лошадиных сил. На практике используются в основном 2-осные машины с приводом на задние колеса и огромными сварными кузовами ковшового типа, опрокидывающимися назад.

Их грузоподъемность обычно выражается в метрических тоннах, но в США и ряде других стран она указывается в так называемых «коротких» тоннах, которые примерно на 10% меньше метрических. Вместимость кузова наиболее точно отражает его геометрическая ёмкость в кубических метрах, измеренная по верхнему уровню бортов, но на практике груз засыпается с горкой, что нашло свое отражение в показателе максимально допустимого объема кузова с «шапкой». Изготовлением карьерных самосвалов сегодня занимаются лишь несколько компаний, входящих в крупные транснациональные корпорации, среди которых наиболее известными являются Caterpillar, Euclid, Komatsu и Terex, а также недавно вышедшая на этот рынок фирма Liebherr и единственный в странах СНГ белорусский завод БелАЗ. Выпускаемые ими машины столь велики и тяжелы, что их перевозят по частям и собирают прямо на месте эксплуатации. Специфические условия эксплуатации таких самосвалов с большими нагрузками в глубоких карьерах с крутыми подъемами и продолжительными спусками, в неблагоприятных климатических условиях и в опасной близости от тяжелых падающих грузов нашли свое отражение в их конструкции. Все агрегаты и узлы карьерных самосвалов размещаются на прочной сварной раме особой формы, изготовленной из высококачественных сталей. В качестве силовых агрегатов применяются рядные или V-образные дизельные двигатели мощностью до 2750 л.с. с числом цилиндров от 6 до 16, оборудованные непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным охлаждением и электронным управлением. По виду трансмиссии эти машины достаточно четко подразделяются на 2 группы — так называемые механические и электрические. Первые оснащаются автоматическими гидромеханическими коробками передач с числом ступеней 5—8 вперед и 1—3 назад с электронным регулированием, автоматической блокировкой гидротрансформатора и встроенным гидродинамическим тормозом-замедлителем, обеспечивающим безопасное движение на крутых спусках без включения рабочих тормозов. Для достижения наилучшей приспособляемости к дорожным условиям самосвалы грузоподъемностью свыше 100 т обычно снабжаются электрической (электромеханической или дизель-электрической) трансмиссией, состоящей из генератора с приводом от дизельного двигателя, от которого постоянный или переменный ток поступает на тяговые электромоторы, размещенные в блоке с планетарными редукторами в ступицах задних колес (мотор-колеса). Плавность движения по неровным твердым покрытиям обеспечивает подвеска всех колес на гидропневматических амортизационных стойках, представляющих собой массивные телескопические амортизаторы, заполненные рабочей жидкостью (маслом) и инертным газом (азотом или гелием). На ряде машин используется передняя независимая подвеска, а в качестве упругих элементов применяются также обычные рессоры или резиновые опоры. Большинство карьерных самосвалов имеют объединенную гидросистему, включающую механизмы подъема кузова, управления и торможения, оборудованные дополнительным гидропневматическим энергетическим аккумулятором для обеспечения работы всех этих устройств в аварийной ситуации. В качестве рабочих тормозов обычно используются сухие колесные диски, но на наиболее тяжелых машинах сзади устанавливаются многодисковые тормоза в масляной ванне для охлаждения, которые одновременно играют роль гидродинамического замедлителя. На «электрических» самосвалах эту функцию обычно выполняет многорежимный электродинамический тормоз-замедлитель. На всех карьерных самосвалах устанавливаются кабины с двумя защитными системами ROPS (Roll-Over Protective Structure) и FOPS (Falling-Object Protective Structure), обеспечивающими водителю-оператору и сопровождающему полную безопасность в случае опрокидывания машины и падения на кабину тяжелых предметов. В принципе обе системы сводятся к установке пространственной массивной рамы по всему периметру кабин. Помимо этого, кабины оборудуются всем необходимым для создания водителю удобных и комфортных условий для управления тяжелой машиной. К ним относятся регулируемые рулевые колонки и сиденья на мягкой подвеске, электронные устройства и приборы управления и диагностики, климатические системы и воздушные фильтры с вентилятором, создающим внутри избыточное давление, препятствующее проникновению пыли, а также усиленная звукоизоляция, позволяющая снизить уровень внутреннего шума до 74 дБ. К новым техническим решениям в этой области можно отнести применение более эффективного и простого тягового электрооборудования постоянного тока, бортовых компьютеров и комплексных систем электронного управления всеми агрегатами, устройств изменения давления в шинах на ходу, видеокамер наружного наблюдения и новых средств комфорта в кабине, а также принципиально новой схемы установки четырех задних односкатных ведущих колес, внедренной фирмой Liebherr. К карьерным машинам вплотную примыкают многоцелевые внедорожные полноприводные 2- и 3-осные самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой, предназначенные для работы как на твердых покрытиях, так и на бездорожье. Они имеют грузоподъемность 14—37 т, снабжаются дизельными двигателями мощностью до 450 л.с., автоматическими коробками передач, всеми дисковыми тормозами и упрощенной подвеской на резиновых, пневматических или гидропневматических элементах. В их привлекательном внешнем облике нашли свое отражение самые современные направления промышленного дизайна, а кабины по удобству, комфорту и оснащенности сравнимы с салоном легковых автомобилей. Несомненно, самые крупные и мощные в мире самоходные транспортные средства принадлежат именно к группе карьерных самосвалов. По грузоподъемности первое место в категории «механических» машин сегодня принадлежит самосвалу Caterpillar-797 с полезной нагрузкой 327 т и полной массой 558 т, оснащенному 24-цилиндровым дизелем мощностью 3400 л.с. В 2002 г. место абсолютного мирового лидера занял самосвал Liebherr Т282 с электрической трансмиссией, весящий с полной нагрузкой 566,5 т. Он имеет грузоподъемность 364 т или 400 «коротких» тонн и укомплектован 2750-сильным двигателем.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Грузовой транспорт сегодня:

Классификация грузовой техники

News image

Грузовой транспорт можно разделить на три группы: Развозные грузовики Развозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили,...

Российские производители грузового транспорта

News image

ОАО «КАМАЗ» - крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих, распо...

История грузового транспорта в России

News image

Перевозки грузов, в том числе крупногабаритных и очень тяжелых осуществлялись с незапамятных времен, задолго до появления автомобилей.

Реклама*

 

Азиатские модели на Российском рынке:

News image

Sale по-японски

Совместное предприятие SOLLERS и ISUZU Motors Limited объявляет о распродаже последней партии грузовиков 2008 года выпуска. Спец...

News image

Китайцам Нашлись Запчасти

Китайцам нашлись запчасти Обладатели и торговцы большегрузных китайских грузовиков могут вздохнуть с облегчением: для их «питомц...

News image

Грузовик за три года

Совместное предприятие SOLLERS и ISUZU Motors Limited объявляет о введении в действие во всей дилерской сети марки новой уникаль...

News image

Седельный тягач HOWO 6×4

Седельный тягач HOWO с колесной формулой 6х4, является очередным детищем компании Sinotruk которая владеет этой маркой. Как кон...

News image

Грузовик тяжелого класса HOWO

Представляем вашему вниманию марку грузовиков HOWO – это самый последний продукт истории автомобилестроения Китая, при его созда...

News image

Дм Тракс заявляет продажу самосвалов Isuzu (Исузу) тяжеленной серии «С»

ДМ Тракс заявляет продажу самосвалов Isuzu (Исузу) тяжеленной серии «С» с увеличенным объемом кузова до 16 м? и грузоподъемность...